Экономический механизм управления природопользованием широко распространен в мире. С 1 января 1992 г. согласно закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» он введен и в России. Главная мысль нового подхода проста - установить такие «правила игры», при которых хозяйствующему субъекту было бы даже чисто экономически выгоднее соблюдать требованияприродоохранного законодательства.
Экономический механизм природопользования представляет собой экономические правовые, административные, общественные и другие формы и методы, создающие совокупность экономических рычагов и стимулов воздействия, с помощью которых обеспечивается регулирование эколого-экономических интересов между обществом и природопользователями и стимулируется природоохранная деятельность последних.
Основными источниками капитальных затрат в природоохранной сфере остаются средства предприятий и организаций всех форм собственности. Из федерального бюджета финансировалось только незначительное число мероприятий, включенных в федеральные программы, и деятельность природоохранных ведомств.
Экономический механизм управления природопользованием подразумевает установление платежей за загрязнение окружающей природной среды (ОПС) для:
- планирования и финансирования природоохранных мероприятий и программ:
- установления системы лицензий, лимитов, договоров на комплексное природопользование:
- организации налогового и кредитного регулирования.
Кроме этого, важной стороной эффективного экономического механизма рационального природопользования является существование развитого рынка экологической информации, экологических услуг, сертификации освоенных экологически чистых технологий. Финансово- кредитный механизм предполагает как прямые, так и косвенные меры государственного воздействия.
Большинство природоохранных мероприятий очень капиталоемки. Например, стоимость очистных сооружений может достигать 70% стоимости основных фондов предприятия. Поэтому основным источником финансирования таких мероприятий и программ являются бюджеты различных уровней - федеральный, территориальные и местные. Важную роль в финансировании призваны играть и внебюджетные источники - специальные экологические фонды, созданные на трех уровнях (федеральном, территориальном и местном).
Еще один финансовый источник -собственные средства природопользователей.
Для стимулирования природоохранной деятельности закон предполагает предоставление льготных кредитов предприятиям на эти цели.
Иные меры - применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию.
Действенным методом государственного управления является и налоговая политика. Она предполагает как налоговые льготы, так и налоговые санкции. Например, предусмотрена особая ставка налогообложения экологически вредной продукции. С другой стороны, вводится целый ряд налоговых льгот для стимулирования мало и безотходных технологий, выпуска экологически чистой продукции. Однако основным звеном экономического механизма управления природопользованием являются платежи:
- за пользование природными ресурсами:
- за загрязнение ОПС и размещение отходов.
Платежи должны выполнять различные функции:
-компенсации экономических потерь от использования природных ресурсов;
- формирование финансовых средств, необходимых для реализации природоохранных программ и мероприятий по воспроизводству природных ресурсов;
- получение через платежи определенных выгод от использования природных ресурсов.
Платежи должны быть как экономически, так и экологически обоснованными. Они должны обеспечивать стимулирующие функции и, следовательно, основываться на экономической оценке природных ресурсов в условиях рыночного оборота с отношениями и купли-продажи, аренды, залога, взимания экономически обоснованной платы за ресурсы при обязательном регулировании процесса государством.