Несмотря намножество цен, действующих на рынке, все они взаимосвязаны, так как их объединяет единый процесс формирования затрат на производство, взаимосвязанность субъектов рынка и взаимозаменяемость всех элементов рыночного механизма.
В зависимости от классификационных признаков все цены можно разделить на группы. Д.э.н. Е. Л. Кантор дает следующую классификацию цен.
1. По характеру обслуживающего оборота:
оптовые (цена реализации продукции предприятия) розничные (индивидуальные цены продажи).
2. В зависимости от государственного воздействия:
свободные ( на основе спроса и предложения на рынке) и регулируемые ( устанавливаемые органами управления: Президентом, Правительством, Федеральными органами исполнительной власти).
3. По способу фиксации:
твердые (постоянная), подвижные ( предусмотренные в договоре), скользящие (пересматриваемые в издержках производства в процессе производства и оговоренные в договоре)
4 .По способу получения информации:
публикуемые, справочные, прейскурантные, расчетные.
5. Цены товарных аукционов: биржевые котировки, цены торгов.
6 .По факту времени: постоянные, сезонные, ступенчатые.
7. Внутрифирменные цены: (транспортные цены– между подразделениями фирмы).
8. По условиям поставки – цена– нетт о ( цена на месте купли – продажи), цена– брутто (с учетом условий купли – продажи).
9. Мировые цены – по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции.
Публикуемые в печати цены весьма часто отклоняются от фактических вследствие широкого применения системы скидок, которых насчитывается около20 видов.
Виды скидок:
Общие ( простые) скидки со справочной цены товара.
Скидки за оборот ( бонусные ) – предоставляются постоянным покупателям.
Дилерские скидки предоставляются своим представителям или посредникам по сбыту.
Специальные скидки – предоставляются привилегированным покупателям, в которых заинтересован продавец.
Экспортные скидки – иностранным покупателям сверх действующих скидок.
Скрытые скидки – предоставляются путем предоставления бесплатных услуг.
Скидки за возврат ранее купленного товара.
Скидки при продаже подержанного оборудования.