Совокупный спрос и совокупное предложение

Макроэкономические цели и показатели.

Для эффективного управления экономикой необходимо ориентироваться на макроэкономической цели. По экономической теории выделяют следующие:

· стабильный экономический рост (превышение объемов национального производства над объемом производства прошлого периода в условии эффективного использования имеющихся ресурсов);

· экономическая эффективность (отказ общества от малоэффективного производства и труда в условиях использования наилучших ресурсов и использования прогрессивных технологий, а так же соответствующую им рабочую силу)

· экономическая свобода (предполагает экономическую независимость субъектов, их избавления от ущемления собственных интересов ради удовлетворения чужих потребностей; основной задачей является усовершенствование законодательства)

· полная занятость (ориентация потенциальных работников получить определенную специальность с целью избавления от безработицы, устройство всех желающих работать)

· стабильный уровень цен (поддержание уровня денежной массы, чтобы она соответствовала уровню произведенного товара с целью равенства эффективности товаров)

· справедливое распределение доходов (контроль государства на рынке труда за справедливой куплей-продажей с целью получения дохода участника в соответствие с качеством и количеству затраченного труда)

· экономическая обеспеченность (предполагает, что все граждане должны обладать продуктом, необходимым для поддержания их жизни на удовлетворительном уровне)

· торговый баланс (правительство должно создавать систему стимулов для национального производства, с целью количество продаваемых продуктов должно совпадать по ценам с количеством, покупаемых у других стран)

Цели могут противоречить друг другу.

Оценка результативности осуществляется с помощью расчета макроэкономических показателей:

1. ВВП (стоимость конечных продуктов за промежуток времени внутри страны)

2. ВНП (стоимость конечных продуктов внутри страны и заграницей)

3. ЧНП (разность между ВНП и амортизацией на продукт, включает прибыль предприятий и фонд заработной платы)

4. Национальный доход (сумма благ, созданных нацией за промежуток времени)

5. Личный доход (чистый доход без затрат на налоги и обязательные платежи)

6. Располагаемый доход (сумма благ, находящаяся на распоряжении субъекта, связанные с самообслуживанием; самообеспечением; экологией и досугом)

Совокупный спрос и совокупное предложение.

Понятие экономического равновесия тесно связано с понятиями совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос (AD) – это суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, производимые в обществе. Выделяют:

1. Спрос на потребительские товары и услуги; (C)

2. Спрос на инвестиционные товары; (I)

3. Спрос на товары и услуги со стороны государства; (G)

4. Чистый экспорт – разница между экспортом и импортом. (X)

Таки образом: AD = I+C+G+X (Кривая совокупного спроса показывает какое количество товаров и услуг потребитель может приобрести при возможном уровне цен, отражает изменение совокупного спроса от динамики цен);

Количественная теория денег: MV = PY и Y = MV/P (чем выше цена при фиксированном обращении денег и скорости их обращения, тем меньше реального объема товаров и услуг), где

P – уровень цен в экономике;

Y – реальный объем товаров и услуг;

М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег.

Обратная зависимость AD и уровнем цен связана с:

· эффектом процентной ставки (эффект Кейнса) – с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет процентная ставка, в следствие чего уменьшается спрос заёмщиков, следовательно снижается совокупный спрос.

· эффектом богатства (эффект Пигу) – рост цен снижает потребительскую способность, вследствие чего сокращается объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос в целом.

· эффект импортных закупок – рост цен внутри страны, при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортный товар.

К неценовым факторам AD относятся:

· Потребительские расходы

– благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители, будь это акции, облигации, недвижимость. Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается, и его кривая смещается влево. И наоборот. Стоит напомнить, что здесь изменения в реальной стоимости материальных ценностей не зависят от изменений уровня цен.

– ожидания потребителя. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители, например, когда считают, что в будущем их реальный доход увеличится. Тогда они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода, и следовательно в это время потребительские расходы возрастают, кривая совокупного спроса смещается вправо. Ситуация противоположна, если потребители полагают, что их доходы в будущем уменьшаться.

– задолженность потребителей. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Кривая спроса опять сместиться влево.

– налоги также играют немаловажную роль в потребительских расходах. Уменьшение ставок подоходного налога влечёт за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен и наоборот.

· Инвестиционные расходы

– процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведёт к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса.

– ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистичные прогнозы на получение прибыли на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо.

– налоги с предприятий. Их увеличение приведёт к уменьшению прибылей, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса.

– увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, увеличиваются инвестиционные расходы, и кривая совокупного спроса смещается вправо.

· Государственные расходы

Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение государственных расходов приведёт к сокращению совокупного спроса.

· Расходы на чистый экспорт

Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте. Его увеличение смещает кривую спроса вправо, уменьшение – влево. Логика этого утверждения такова: сокращение импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.

национальный доход других стран. Возрастание национального дохода других стран увеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому увеличивает совокупный спрос. Это происходит потому, что когда уровень дохода за рубежом повышается, их граждане получают возможность покупать больше товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Следовательно, экспорт нашей страны увеличивается вместе с уровнем национального дохода наших торговых партнёров.

– валютные курсы. Изменение курса рубля по отношению к другим валютам является вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а, следовательно, и на совокупный спрос.

Совокупное предложение (AS) – вся конечная продукция произведенная или предложенная в обществе. Оценивается величиной ВНП.

AS зависит от:

· размера затрат;

· изменений на рынке труда, капитала, земли, природных ресурсов;

· изменений в технологии и производительности труда.

Факторы, влияющие на совокупное предложение:

· цены на все производственные ресурсы;

· производительность труда;

· законодательно-правовая среда: налоги, субсидии.

Кривая совокупного предложения отражает зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен, включающим в себя цены на конечную продукцию и услуги, а так же цены на факторы производства.

Неценовые факторы совокупного предложения

· Изменение цен на ресурсы

– наличие внутренних ресурсов. При увеличении наличных внутренних ресурсов кривая производственных возможностей общества смещается вправо, что влечёт за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасывать на рынок больший реальный объём национального продукта, чем раньше.

– цены на импортные ресурсы. Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на единицу реального объёма национального производства в нашей стране. Отсюда можно сделать следующий вывод: снижение цен на импортные ресурсы увеличит наше совокупное предложение, а повышение – уменьшит. Ослабление или усиление господства на рынке или рыночной монополии, которые обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены на ресурсы и совокупное предложение. Усиление влияния профсоюзов может вызвать увеличение заработной платы, а следовательно и увеличение издержек на единицу продукции, тем самым смещая единицу совокупного спроса влево.

· Изменение правовых норм

– налоги и субсидии. Увеличение первых ведёт к повышению издержек и снижению совокупного предложения, а субсидии бизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение.

– государственное регулирование также увеличивает издержки производства на единицу продукции, сдвигая кривую совокупного предложения влево.

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Любой объем ВНП, при котором не достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения, свидетельствует либо о недопроизводстве (AD > AS), либо о перепроизводстве (AS > AD) и невозможности реализовать продукцию. Только при ВНП, равном Qe , совокупный спрос равен совокупному предложению. Если ВНП равняется Q 1 то спрос больше предложения и производители будут увеличивать производство, ВНП начнет расти и двигаться к Qe . Наоборот, если ВНП больше равновесного (Q 2), то предложение превышает спрос и производители будут вынуждены сокращать производство. ВНП вернется к равновесному уровню Qe .


0 Q 1Q eQ 2

Равновесие может изменяться под влиянием колебаний в совокупном спросе и совокупном предложении.

1. Последствия увеличения совокупного спроса при неизменности совокупного предложения зависят от того, на каком отрезке совокупного предложения они происходят:

а) увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрезке совокупного предложения приведет к увеличению реального объема ВНП, снижению безработицы, но цены останутся неизменными; соответственно, сокращение совокупного спроса уменьшит ВНП, приведет к увеличению безработицы, но не затронет цены;

б) увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке совокупного предложения приведет к росту ВНП, снижению безработицы и будет сопровождаться ростом цен, соответственно, сокращение совокупного спроса приведет к снижению ВНП, росту безработицы.

в) увеличение совокупного спроса на вертикальном отрезке совокупного предложения не повлияет ни на реальный объем ВНП, ни на уровень занятости (безработица находится на «естественном» уровне), а цены возрастут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: