Московская лингвистическая школа фортуанов, шахматов, пешковский

(1848–1914), рус языковед занимался в Литве сбором диалектологического материала. Ф был индоевропеистом, своей деятельностью обеспечившим восприятие разработанных младограмматистами методов лингвистического исследования отечественным сравнительно-историческим языкознанием. Ф принадлежат первые значительные результаты в области исторической акцентологии балтийских и славянских языков, изложенные в статьях О сравнительной акцентологии литво-славянских языков и Об ударении и долготе в балтийских языках, и прежде всего так называемый закон Фортунатова – Соссюра, объясняющий перенос ударения в славянских языках с окончания на основу (рус. рук р ку, бород б роду) древним различием в типе ударения, связанным со слоговым или неслоговым характером сонантов. Существует также и закон Фортунатова (Сочетание L+дентальный в древнеиндийском языке) и утверждающий переход такого индоевропейского сочетания в простой церебральный звук в индоарийском.

Ф активно занимался морфологией; ему принадлежат: определение формы слова как психологически значимой способности слова члениться на основу и окончание; разграничение форм словоизменения и форм словообразования, а также положительной и отрицательной формы. Ф была предпринята также попытка построения чисто формальной классификации частей речи, сильно отличающейся от традиционной, и формального определения словосочетания и предложения. Ф стремился к достижению в грамматике максимально возможной точности и строгости описания. МОСКОВ ФОРМАЛЬНАЯ (ФОРТУНАТОВСКАЯ) ШКОЛА, 1 из ведущих направлений отечественной лингвистики конца 19 в. и 20 в. Сформировалась в Московском университете в 1880–1890-е годы. Создателем школы был Ф.Ф.Фортунатов. МФШ формировалась во времена господства исторического подхода и младограмматизма. Отдавая должное этим идеям, Ф выходил за рамки младограмматических концепций и исторического подхода в целом. Если большинство языковедов 19 в. тяготели к рассмотрению языка в логических или психологических категориях, то Фортунатову было свойственно стремление изучать язык, исходя из лингвистических критериев и по возможности не обращаясь к категориям других наук. Его научные интересы лежали в области теории грамматики, где он стремился выявить общие законы грамматической структуры, не связанные с историческим развитием.

Не отказываясь от исторических и сравнительно-исторических исследований, представители МФШ занимались синхронным изучением языков, прежде всего современных. Областью их специальных исследований были грамматика, позднее также фонология. Значительную роль в становлении и развитии идей школы сыграла деятельность Московской диалектологической комиссии (1904–1931), развернувшей активные исследования русских, украинских и белорусских диалектов.

Школа развивалась в полемике с представителями старого исторического подхода, с Петербургской лингвистической школой И.А.Бодуэна де Куртенэ и Л.В.Щербы, которая, также стремясь к новым подходам, ориентировалась на связь лингвистики с другими науками – сначала с психологией, позже с акустикой и физиологией. Противники часто упрекали лингвистов фортунатовской школы в «формализме», а сами ее представители признавали приоритет формы при лингвистическом анализе. Примером расхождения позиций двух школ могут служить споры по вопросу о частях речи. Если для Шербы части речи – прежде всего семантические классы, имеющие основу в психике носителей языка, то для представителей московской формальной школы – это классы слов, выделяемые по формальным, морфологическим признакам: склонению для имен, спряжению для глаголов и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: