В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами» понятие «отходы» формулируется следующим образом: отходы – вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. Отходы производства – отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых. Самой значительной составляющей производственных отходов являются промышленные отходы: продукты, материалы, изделия и вещества, образующиеся в результате производственной деятельности человека, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, вторичное использование которых на данном предприятии нерентабельно. Согласно статье 15 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» предложена следующая общая классификация отходов, относящихся к производственным отходам:
1. Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от:
1.1. происхождения – на отходы производства и отходы потребления;
1.2. агрегатного состояния – на твердые отходы и жидкие отходы;
1.3. степени опасности – на опасные отходы и неопасные отходы;
1.4. возможности их использования – на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления.
2. Опасные отходы в свою очередь классифицируются по классам опасности:
2.1. первый класс опасности – чрезвычайно опасные;
2.2. второй класс опасности – высокоопасные;
2.3. третий класс опасности – умеренно опасные;
2.4. четвертый класс опасности – малоопасные.
Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь [15].
Важнейшим принципом государственной политики в республике в области обращения с отходами является приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению. Однако, как свидетельствует статистика отходов производства в Республике Беларусь, основное их количество удаляется на хранение или захоронение. В объеме накопленных отходов доля крупнотоннажных отходов составляет более 98 %, из них на отходы производства калийных удобрений (галитовые отходы и шламы галитовые глинисто-солевые) приходится более 96 %, или 956,7 млн. т. Уровень использования отходов в 2012 г. составил 32 % от объема образования отходов производства [9].
Причин сложившейся ситуации много, важнейшими из них можно назвать недостаток мощностей и отсутствие экономически обоснованных и экологически безопасных технологий по переработке (использованию) отходов. Определенную роль в этом играет информационное обеспечение, точнее его недостаточность на сегодняшний день [31]. Существующая система обращения с производственными отходами в республике требует обязательного внедрения инновационных проектов, как в производство продукции, так и в переработку отходов. Главной задачей является разработка технологий для конкретных предприятий, с учётом их специфики производства и региональных особенностей местоположения. Необходимо дополнительное финансирование для модернизации. Мотивацией для этого может послужить увеличение налогов от государства по различным критериям всего производственного процесса.