Нормативно-правовые основы обращения с отходами в Беларуси

Законодательство об обращении с отходами основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, упоминавшегося выше Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами», постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, иных актов законодательства об обращении с отходами, а также международных договоров Республики Беларусь в области обращения с отходами. Отдельные моменты по исследуемому вопросу освещаются в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2020 года. В целях контроля ситуации обращения с отходами производства на предприятиях ведётся единая государственная статистическая отчётность.

Республика признает общепризнанные принципы обращения с отходами, что нашло отражение в законе «Об обращении с отходами» (в статье 4):

– обязательность изучения опасных свойств отходов и установления степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов;

– нормирование образования отходов производства, а также установление лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства;

– использование новейших научно-технических достижений при обращении с отходами;

– приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и с учетом экономической эффективности;

– приоритетность обезвреживания отходов по отношению к их захоронению;

– экономическое стимулирование в области обращения с отходами;

– платность размещения отходов производства;

– ответственность за нарушение природоохранных требований при обращении с отходами.[15]

Постановления Совета Министров Республики Беларусь, в основном, освещают экономические составляющие обращения с отходами производства. Например, вопросы перемещения отдельных видов отходов через таможенную границу республики. В настоящем Постановлении содержится Положение о порядке и условиях выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешений на ввоз и или вывоз отходов. Приведён перечень отходов производства, запрещённых для перевозки через границу, определены правила выдачи и сроки действия разрешения. Описаны причины, по которым разрешение заявителю не выдаётся. Таким образом, отказ возможен при вывозе отходов из Беларуси для хранения или захоронения отходов производства в место назначения, находящееся южнее 60 градусов южной широты, т.к. отходы окажутся в пограничных водах Антарктиды либо на самом материке, который является международным объектом охраны природной среды, где все природные объекты находятся вне юрисдикции отдельных государств. Отказ возможен также при ввозе в республику и вывозе отходов производства в государство и из государств, не являющихся сторонами Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением, подписанной 22 марта 1989 года в г. Базеле, за исключением тех случаев, когда данное государство является стороной международного договора о перемещении отходов через таможенную границу, действующего для Республики Беларусь. [26]

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о координации экономически обоснованного использования отходов производства и потребления» призвано обеспечить координацию деятельности министерств, других республиканских органов

государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц независимо от форм собственности и подчиненности по организации экономически обоснованного использования отходов потребления.[25] В законе указано, что специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль по данной проблеме, является государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы», которое принимает меры по согласованию действий всех вышеперечисленных государственных органов, анализирует эффективность использования юридическими лицами вторичных материальных ресурсов, подготавливает предложения по улучшению использования производственных отходов с учётом энергосбережения и экологической обстановки. Государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы» несёт полную ответственность за республиканские проекты строительства предприятий по заготовке, переработке и захоронению отходов, в т.ч. и производственных отходов, за исключением радиоактивных.

Обращение с радиоактивными отходами, в свою очередь, контролируется Законом «О Радиационной Безопасности Населения». [8] В статье 16-1 «Обеспечение радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами» говорится, что радиоактивные отходы обезвреживаются, перерабатываются, хранятся и захораниваются только на объектах обращения с радиоактивными отходами. В настоящее время специализированными организациями, уполномоченными на осуществление захоронения радиоактивных отходов на объектах обращения с радиоактивными отходами, захоронения иных отходов на объектах обращения с иными отходами в Гомельской и Могилевской областях, являются республиканские специализированные унитарные предприятия «Полесье» и «Радон» Министерства по чрезвычайным ситуациям. Радиоактивные отходы, которые будет образовываться на РУП "Белорусская АЭС", которая начнёт функционировать в 2018 г., будет храниться непосредственно на территории самой станции в специальном корпусе на протяжении 10 лет, после чего будет осуществляться его транспортировка в специальное республиканское централизованное хранилище. Отработанное ядерное топливо с республиканской АЭС будет вывозиться в Россию. [4]

Пользователь источников ионизирующего излучения при обращении с радиоактивными отходами с учетом особенностей и условий, выполняемых им работ для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, обязан иметь утвержденную им схему обращения с радиоактивными отходами, согласованную с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, местными исполнительными и распорядительными органами. Перевозка радиоактивных отходов допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки радиоактивных отходов. Форма сопроводительного паспорта перевозки радиоактивных отходов, а также порядок его оформления устанавливаются Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. При хранении и захоронении радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита населения от вредного воздействия ионизирующего излучения в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь издаёт Положения, в первую очередь, касающиеся обращения с опасными отходами, в т.ч. вышеуказанными радиоактивными отходами. Положение «О порядке учёта, хранения и сбора ртути, ртутьсодержащих отходов» подготовлено совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь. В данном Положении указываются правила оформления необходимой документации: инструкции о порядке учёта, сбора и хранения ртути и ртутьсодержащих отходов, книги учёта, паспорта на транспортировку данного вида опасных отходов. В Положении прописаны условия хранения ртути и ртутьсодержащих отходов, которые должны находиться в специальных кладовых, закреплённых за ответственным лицом, обеспечивающим их охрану. Отмечается, что государственное объединение «Белвтормет» имеет право принимать ртуть и ртутьсодержащие отходы как от юридических лиц, так и от граждан. Согласно Положению категорически запрещается уничтожать, выбрасывать или передавать отдельным гражданам ртуть, ртутьсодержащие отходы и приборы, содержащие ртуть.[19] Последний пункт данного Положения является обязателем для физических и юридических лиц, так как ртуть относится к I классу опасности отходов производства, которые не имеют периода восстановления и наносят непоправимый ущерб окружающей среде и здоровью населения. Эта проблема актуальна для нашей страны, т.к характерными отходами I класса опасности для большинства предприятий являются отработанные ртутные лампы и люминесцентные трубки, которые до сих пор не вышли из бытового обращения. На настоящий момент демеркулизация ртутьсодержащих ламп и утилизация люминисцентных ламп производится на нескольких предприятиях в республике. Наиболее крупными из них являются ОАО «ГродноАзот», имеющее специализированную установку утилизации, РУП «СПО «Химволокно» и ЗАО «Экология – 121», в подразделениях которых есть цеха по демеркулизации, а также ОАО «Брестский электроламповый завод».

Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь направлены на освещение аспектов обращения с медицинскими отходами, утверждение правил утилизации изделий медицинского назначения и методов обезвреживания отходов лекарственных средств. Захораниваются, главным образом, отходы, загрязненные кровью или биологическими жидкостями неинфицирующими, обеззараженные, а также фармацевтические и ветеринарные препараты, фармацевтические вещества, лекарственные средства и товары. Послеоперационные отходы в виде частей тела и внутренних органов и др. медицинские отходы, которые, согласно законодательства Республики Беларусь, должны сжигаться, Минским областным и Минским городским паталогоанатомическими бюро собираются централизованно и удаляются на сжигание в крематорий. В областях, где отсутствуют крематории, медицинские отходы, подлежащие сжиганию, передаются предприятиям, имеющим печи для сжигания. На практике применяется захоронение медицинских отходов в бетонированных ямах.

Следует отметить, что в Республике Беларусь действуют объекты, на которых можно осуществлять обезвреживание опасных отходов, включая ОЦФП. В реестре объектов обезвреживания отходов зарегистрировано 7 объектов. Первые специальные утилизационные установки появились в 2005 году. Основными методами обезвреживания на этих установках являются термохимический, пиролитический, химический и термический, который применяется на трех объектах. [9]

Большинство Постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды предназначены для юридических лиц, которым необходимо отчитываться об образовании и движении отходов производства, собственниками которых они являются. Например, Приказ «О введении экологического паспорта объекта по размещению отходов» содержит форму для заполнения данных, разработанную сотрудниками БелНИЦ «Экология». Экологический паспорт объекта по размещению отходов содержит сведения об обустройстве и условиях эксплуатации объекта, о степени его воздействия на окружающую среду - атмосферный воздух, почву, поверхностные и грунтовые воды. Экологический паспорт объекта по размещению отходов предназначен для работников органов Минприроды, экологов предприятий и организаций, осуществляющих контроль за состоянием объектов по размещению отходов. Паспортизации подлежат:

- объекты по размещению отходов, являющиеся специальными природоохранными сооружениями, предназначенными обеспечивать защиту окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления. К ним относятся: городские и поселковые полигоны твердых бытовых отходов (ТБО); полигоны, накопители, хранилища, отстойники, отвалы промышленных неутилизируемых инертных и малотоксичных отходов; многопрофильные или специализированные полигоны по переработке и захоронению промышленных отходов, в т.ч. мусороперерабатывающие заводы;

- отвалы (терриконы) горных пород после добычи и обогащения полезных ископаемых. [27]

Другие Постановления содержат формы учётной документации в области охраны окружающей среды, в т.ч. и в обращении с производственными отходами, Инструкции о порядке заполнения необходимой документации [20]; формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкции о порядке его утверждения [21]; Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства [22]; классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, согласно которому должны быть определены отходы производства, образующиеся на конкретном предприятии [23] и, непосредственно, сама форма 1-отходы (Минприроды) с указаниями по её заполнению, посредством которой происходит отчёт каждого отходообразующего предприятия в стране и формируется государственная статистическая отчётность о производственных отходах [24].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: