Система ведения учёта динамики образования и накопления производственных отходов

Система сбора информации о производственных отходах имеет несколько уровней обработки и передачи сведений. Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды и областными комитетами республики, в соответствии с запросом РУП «БелНИЦ «Экология», ежегодно представляются списки юридических лиц, их обособленных подразделений (предприятий), отчитавшихся по форме 1-отходы (Минприроды). Данная форма представляет собой сводную информацию о движении отходов, образующихся на предприятии, за исключением отходов потребления, лома чёрных и цветных металлов (кроме свинцовых аккумуляторов и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы), радиоактивных отходов, продуктов животного происхождения, отходов, подобных отходам жизнедеятельности, если их объём не превышает 50 тонн в год.

РУП «БелНИЦ «Экология»
Горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды
>
Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды
Предприятия района и районного центра
Предприятия города Минска


Рис. 1.3.1. Схема передачи информации по государственной статистической отчётности [составлена автором по материалам РУП «БелНИЦ «Экология»]

Каждое предприятие обязано представить информацию по государственной статистической отчётности об отходах в горрайинспекцию, из которой в последующем отправляется письмо в РУП «БелНИЦ «Экология», содержащее все отчёты по форме 1-отходы (Минприроды) предприятий района и районного центра (рис. 1.3.1).

В статистическом отчете об отходах должна быть представлена вся номенклатура отходов за предыдущий год. При снижении или увеличении объема отходов более чем на 20 % по сравнению с предыдущим годом, отсутствии образующихся в предыдущем году либо появлении новых видов отходов следует назвать причину этого в пояснении к отчету. Всего по республике за 2011 г. представлено 8904 отчёта. Отмечено общее увеличение количества отчитывающихся предприятий за прошедший год на 68 предприятий, что свидетельствует, в первую очередь, об ответственности юридических лиц за предотвращение негативных экологических последствий на производстве. Также важным стимулирующим фактором является высокий штраф за отсутствие отчётов.

Важной стадией обращения с отходами является сбор отходов – деятельность по концентрации отходов в местах временного хранения отходов в целях последующего их удаления [15]. Согласно инструкции по обращению с производственными отходами, образующиеся на предприятиях отходы должны собираться раздельно по видам, классам опасности и признакам, обеспечивающим их использование в качестве вторичного сырья, обезвреживание и экологически безопасное размещение.

В зависимости от класса опасности, физического состояния и химического состава отходов, необходимы разные условия хранения:

– отходы первого класса опасности хранятся в герметизированной таре (контейнеры, бочки);

– отходы второго класса опасности хранятся в закрытой таре (закрытые ящики, пластиковые пакеты, мешки);

– отходы третьего класса опасности хранятся в полиэтиленовых и бумажных мешках и пакетах, в хлопчатобумажных тканевых мешках, которые по заполнении затариваются, а затем доставляются в места хранения отходов;

– отходы четвертого класса опасности могут храниться открыто - навалом, насыпью в специальном месте или контейнере для промышленных отходов [2].

Сбор опасных отходов в жидкой фазе и пастообразных должен осуществляться в специальной емкости, обеспечивающей герметичность и антикоррозионную устойчивость, и установленную в специально отведенном месте, согласованном с органами государственного санитарного надзора.

Отходы производства, образующиеся на предприятии, собираются в тару в местах временного хранения (сроки хранения отходов определяются в соответствии с установленными правилами, описанными в инструкции по обращению с отходами производства) для дальнейшего использования, обезвреживания или захоронения.

Особое внимание необходимо уделять сбору отработанных люминесцентных ламп. Они являются чрезвычайно опасными ртутьсодержащими отходами. При сборе на предприятии необходимо разделять ртутные лампы по диаметру и длине. Если количество отработанных люминесцентных ламп превышает 100 единиц, необходимо их сдать в специализированные учреждения. В Минске, например, есть цех по демеркуризации ртутьсодержащих в ЗАО «Экология-121», в Гродно – ОАО «Гродно Химволокно», в Светлогорске – РУП «СПО «Химволокно».

На производстве всегда неизбежно образование промышленно-бытового мусора, который собирается с учётом требований природоохранного, санитарного и противопожарного законодательства Республики Беларусь в мусорные корзины, а затем в специальные контейнеры. Вывоз промышленно-бытового мусора осуществляется службами жилищно-коммунального хозяйства, как и вывоз отходов потребления с мест их временного складирования.

Макулатура, образующаяся на предприятии, собирается в коробки и хранится согласно правилам, описанным в инструкции по обращению с производственными отходами данного предприятия. Передача макулатуры на вторичную переработку осуществляется по мере накопления.

Лом чёрных и цветных металлов также собирается в отдельные контейнеры и перерабатывается либо непосредственно на самом предприятии, либо передаётся другим юридическим лицам для дальнейшей переработки (например, в ГО «Белвтормет», в состав которого входят ОАО «Белвторчермет» с дочерними предприятиями и ОАО «Белцветмет).

Все собранные производственные отходы с мест временного хранения на предприятии направляются на дальнейшую переработку, обезвреживание или захоронение. Наиболее приоритетным способом использования отходов является их переработка.

Все объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию на территории Республики Беларусь, подлежат регистрации в специальном реестре объектов по использованию отходов. Отдел экологической статистики РУП «БелНИЦ «Экология» занимается ведением государственного кадастра отходов, в который помимо реестра по использованию отходов включён реестр по хранению, захоронению и обезвреживанию отходов.

Следующая стадия обращения с отходами – это их обезвреживание. Под ним понимается деятельность, направленная на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в том числе приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов), не связанная с их использованием. Объекты обезвреживания отходов – сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, предназначенные для обезвреживания отходов [15]. В перечне объектов по обезвреживанию отходов производства перечислены все объекты предприятий Беларуси, которые обезвреживают отходы и от собственного производства, и принимают отходы от других предприятий. Такими объектами могут быть агрегат печи сжигания на ОАО «Могилёвхимволокно», локальные очистные сооружения гальванических стоков, иловые площадки и песколовки на очистных сооружений водоканалов.

Захораниваться могут только такие отходы производства, для которых нет объектов обезвреживания и нет действующих технологий использования этих отходов. В целях уменьшения объёмов захоронения производственных отходов в Беларуси введён экологический налог, который обязаны платить собственники отходов при их хранении и захоронении. Класс опасности отходов производства влияет на размер суммы экологического налога за захоронение (хранение) отходов производства, так как ставки экологического налога за захоронение (хранение) зависят от класса опасности.

Для каждого предприятия индивидуально определяется лимит захоронения отходов производства – количество отходов производства определённого вида, установленное собственнику отходов на определённый период времени для захоронения их на объектах захоронения отходов [9].

Вышеперечисленные мероприятия по поводу обращения с отходами проводятся с целью уменьшения доли и объёмов захороненных отходов. Ведь это тысячи тонн неиспользуемых ресурсов – почти треть от общего объёма образования производственных отходов Беларуси (без учёта галитовых), которые были выведены из оборота вторичного производства, возможно, только по причине отсутствия должных технологий по переработке. Поэтому сейчас все государственные и территориальные программы в области обращения с отходами разрабатываются в целях выполнения мероприятий по сбору, обезвреживанию и использованию отходов, совершенствования технологических процессов, направленных на уменьшение объемов (предотвращение) образования отходов. На втором уровне стоит задача по максимально возможной переработке образующихся отходов.

Исходя из этого, каждый собственник отходов должен быть ответственен не только юридически, перед законом, за обращение с производственными отходами, но и перед своей совестью: ведь мы живём в той окружающей среде, которую либо засоряем сами, либо пытаемся сохранить её в первозданном виде для наших потомков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: