СЕМИПАЛАТИНСКАЯ государственная медицинская академия
Методические рекомендации к проведению лабораторного занятия
Специальность: 0501301 Общая медицина
Дисциплина: химия
Кафедра: химии и технологии лекарств
Высшее базовое медицинское образование, курс – 1
Тема №6: Электродные потенциалы. Окислительно-восстановительные потенциалы. Потенциометрия в медицинской практике.
Составители: доцент Гавриленко И.В.
ст. преп. Майжанова Т.К.
преп. Павлова Н.И.
Семипалатинск 2007
Утверждена
на заседании кафедры химии и технологии лекарств
Протокол № ____
От «_____» ________ 2007 г.
Заведующая кафедрой химии
и технологии лекарств, доцент ___________ И.В. Гавриленко
Тема № 6: Электродные потенциалы. Окислительно–восстановительные потенциалы. Потенциометрия в медицинской практике.
2. Цель: Изучить причину возникновения электродных потенциалов. Особенности окислительно-восстановительных потенциалов, применение потенциометрии в медицинской практике.
3. Задачи обучения: Научить рассчитывать значение электродных потенциалов и ЭДС элемента; научить определять потенциометрически рН растворов и концентрацию хлороводородной кислоты методом потенциометрического титрования.
|
|
4. Основные вопросы темы:
1. Электродные потенциалы. Механизм возникновения электродного потенциала. Формула Нернста.
2. Классификация электродов: электроды определения, электроды сравнения
3. Окислительно-восстановительные электродные потенциалы, механизм возникновения и их биологическое значение.
4. Биопотенциалы. Мембранный и диффузионный потенциалы, их биологическое значение. Биотоки.
5. Гальванические элементы и их Э.Д.С. Биметаллические и концентрационные (изометаллические) цепи.
6. Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН, потенциометрическое титрование.
Методы обучения и преподавания:
Определение входного уровня знаний, беседа по теме занятия, выполнение лабораторной работы и оформление отчета. Итоговый контроль знаний – защита отчета.
Указания к лабораторной работе №6
Тема: Потенциометрическое измерение рН исследуемых растворов.
Приборы и реактивы: рНметр, стаканы, исследуемые растворы: NaOH, HCl, раствор аспирина, дистиллированная вода, фильтровальная бумага.
Выполнение работы:
1. Ознакомиться с описанием и правилами пользования рН-метром (по паспорту прибора).
2. Включить в сеть прибор рН-метр
3. Налить в стаканчик 25,00 см3 исследуемого раствора
4. Погрузить в стаканчик с исследуемым раствором индикаторный стеклянный электрод и электрод сравнения (хлорсеребряный), предварительно промытые дистиллированной водой и осушенные фильтровальной бумагой.
|
|
5. Стеклянный электрод должен находиться на высоте не менее 1,5-2 см от дна стакана.
6. Снять показания рН-метра и записать показания в таблицу.
Исследуемые растворы | рН практ. | рН теор. | рОН |
Н2О (дист) | |||
Н2О (водопроводная) | |||
NaOH | |||
HCl | |||
Аспирин |
7. Закончив измерение рН, выключить прибор рН-метр и отключить прибор от электросети. Электроды промыть дистиллированной водой и поместить в стакан с дистиллированной водой.
8. Оформить отчет по работе. Сделать вывод.
9. Рабочее место сдать дежурному.
6. Литература:
1. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию.