Задание 1. Разработка имитационной программы для анализа работы участка технологического процесса производства.
Базовые операторы: split, assemble, gather.
На участке цеха по выпуску напитков выполняются следующие операции: заполнение бутылок напитком и закупоривание, наклейка этикеток, установка бутылок в ящики.
Пустые бутылки по одной поступают в цех в среднем через каждые a с. (экспоненциальная случайная величина). По мере поступления бутылки устанавливаются в поддон, вмещающий 25 шт. Поддон с бутылками поступает к машине, выполняющей заполнение и закупоривание. Эти операции выполняются для всех бутылок в поддоне одновременно и занимают b с. на поддон (обе операции вместе). На закупоренные и заклеенные бутылки наклеиваются этикетки; эта операция занимает c c на бутылку (включая извлечение ее из поддона, наклеивание этикетки и установку обратно в поддон). По окончании всей обработки бутылки из поддона перегружаются в ящики, вмещающие по 6 шт.
Всего на участке используется d поддонов. Перемещение поддона от места подачи пустых бутылок к машине для заполнения и закупоривания, от нее – к месту наклейки этикеток, и оттуда – к месту перегрузки бутылок в ящики занимает e с.; возвращение пустого поддона к месту подачи пустых бутылок занимает 20 с.
|
|
Разработать имитационную программу для анализа процесса работы участка в течение недели (5 дн. по 3 смены). Предложить возможные методы повышения выпуска продукции при минимальных изменениях технологического процесса производства. Задания выполняются согласно индивидуальным вариантам (таблица 4.1).
Таблица 4.1 – Варианты индивидуальных заданий
Вариант | a | b | c | d | e | ||||||||||
21±2 | Uniform(8,10) | ||||||||||||||
22±1 | Uniform(10,14) | ||||||||||||||
24±5 | Uniform(8,12) | ||||||||||||||
29±6 | Uniform(10,12) | ||||||||||||||
30±2 | Uniform(6,10) | ||||||||||||||
35±4 | Uniform(6,8) | ||||||||||||||
Продолжение таблицы 4.1 | |||||||||||||||
38±1 | Uniform(9,13) | ||||||||||||||
39±5 | Uniform(9,11) | ||||||||||||||
36±6 | Uniform(7,10) | ||||||||||||||
25±2 | Uniform(7,11) | ||||||||||||||
34±3 | Uniform(12,14) | ||||||||||||||
38±4 | Uniform(12,16) | ||||||||||||||
40±1 | Uniform(10,16) | ||||||||||||||
27±3 | Uniform(14,16) | ||||||||||||||
29±5 | Uniform(8,11) | ||||||||||||||
Задание 2. Разработка имитационной программы для процесса работы мастерской.
Базовые операторы: split, assemble, gather.
Мастерская по наладке устройств получает задания каждые a мин. Устройство состоит из трех частей. Бригада ремонтников (3 чел.) после получения устройства в течение (5 ± 2) мин разбирает его на части, и каждый из рабочих занимается своей частью в течение b мин. Затем части отправляются на тестирование, а бригада берется за новое устройство, но только после отправки всех трех частей. Тестирование занимает по c мин. на часть, после чего устройство собирают в течение (6 ± 3) мин и отправляют на склад.
|
|
Разработать имитационную программу для анализа процесса работы мастерской в течение дня (две смены). Предложить способы повышения эффективности работы ремонтников. Задания выполняются согласно индивидуальным вариантам (таблица 4.2).
Таблица 4.2 – Варианты индивидуальных заданий
Вариант | a | b | c |
29±6 | 15±2, 12±5, 17±2 | 6±2, 5±3, 2±1 | |
25±2 | 10±3, 14±1, 12±5 | 3±1, 2±2, 2±1 | |
34±3 | 15±5, 18±3, 13±3 | 10±2, 5±3, 2±1 | |
38±4 | 15±3, 10±5, 17±2 | 12±2, 9±3, 10±4 | |
22±1 | 12±4, 8±6, 9±3 | 6±4, 4±3, 5±3 | |
24±5 | 10±3, 10±1, 10±3 | 5±1, 7±1, 9±1 | |
30±2 | 13±2, 12±5, 12±2 | 10±2, 5±3, 2±1 | |
35±4 | 20±1, 14±2, 15±4 | 12±2, 9±3, 10±4 | |
36±6 | 12±3, 16±2, 14±2 | 6±2, 5±3, 2±1 | |
38±1 | 15±2, 12±5, 17±2 | 6±4, 4±3, 5±3 | |
39±5 | 13±2, 12±5, 12±2 | 5±1, 7±1, 9±1 | |
21±2 | 10±3, 14±1, 12±5 | 6±2, 5±3, 2±1 | |
40±1 | 15±5, 18±3, 13±3 | 12±2, 9±3, 10±4 | |
27±3 | 15±3, 10±5, 17±2 | 10±2, 5±3, 2±1 | |
29±5 | 15±2, 12±5, 17±2 | 12±2, 9±3, 10±4 |
Задание 3. Синхронизация работы, формирование таблиц.
Базовые операторы: match, adopt, table, tabulate.
В цех поступают заготовки двух типов. Заготовки первого типа поступают через a мин. и обрабатываются на станке в течении b мин. Брак на операции составляет c %. Заготовки второго типа поступают на другой станок с интервалом d мин., обрабатываются e мин. Брак составляет f %. После этого обе детали попадают одновременно на третий станок, где собираются в одну деталь в течение g мин.
Определить минимальное и максимальное время сборки одной детали – от поступления заготовки до собранной детали. Занести время сборки деталей в таблицу и построить по ней диаграмму (tabulate). Задания выполняются согласно индивидуальным вариантам (таблица 4.3).
Таблица 4.3 – Варианты индивидуальных заданий
Вариант | a | b | c | d | e | f | g |
6–8 | Normal(6,1) | Exponential(10) | Normal(8,1) | 10–12 | |||
7–9 | Normal(6,1) | Normal(8,1) | Exponential(7) | 7–12 | |||
5–6 | Normal(5,1) | Exponential(6) | Poisson(6) | 8–10 | |||
5–7 | Normal(6,1) | Poisson(7) | Normal(6,1) | 8–12 | |||
6–10 | Normal(8,1) | Exponential(7) | Exponential(7) | 8–10 | |||
7–10 | Exponential(7) | Normal(8,1) | Poisson(7) | 10–12 | |||
8–10 | Exponential(7) | Normal(10,1) | Normal(8,1) | 8–12 | |||
8–9 | Exponential(7) | Poisson(10) | Exponential(8) | 10–14 | |||
8–11 | Exponential(7) | Poisson(7) | Poisson(7) | 8–12 | |||
10–12 | Exponential(7) | Poisson(10) | Normal(8,1) | 11–12 | |||
4–6 | Poisson(5) | Normal(5,1) | Exponential(4) | 6–8 | |||
4–8 | Poisson(5) | Exponential(5) | Poisson(5) | 7–8 | |||
5–9 | Poisson(5) | Poisson(8) | Normal(8,1) | 7–9 | |||
6–9 | Poisson(7) | Normal(8,1) | Exponential(7) | 7–9 | |||
6–8 | Poisson(7) | Exponential(10) | Poisson(9) | 8–9 |
Контрольные вопросы
1 Что такое ансамбль?
2 В чем заключается назначение оператора split? Назовите формат команды, назначение операндов, значения по умолчанию.
3 В чем заключается назначение операторов gather и assemble?
4 Для чего служит оператор match?
5 Когда применяется оператор adopt?