Воспитанность -- это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщённой форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.
Общий уровень воспитанности школьника определяется на основе выведения среднего оценочного балла, складывающегося из:
самооценки школьника;
оценки классного руководителя;
оценки родителя;
оценки актива класса по всем критериям отслеживания.
Режим диагностирования:
Начало года -- 1-я половина сентября;
Конец года -- 2-я половина апреля.
Педагогический энциклопедический словарь трактует "воспитанность" как умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и профессиональное самоопределение человека невозможны без соответствующих личностных качеств. Содержательная сторона действий и поступков, их общественная направленность и социальная ценность определяют качества человека, отношение людей к нему, его воспитанность. Следовательно, качества личности являются показателями воспитанности. Под воспитанностью подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие.
Таким образом, рассматривая качества личности как показатели воспитанности, необходимо подчеркнуть не отдельные качества, а их совокупность, высокий уровень сформированности основного комплекса социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям и самому себе.
Изучение качества воспитанности учащихся проходит ряд этапов:
• Подготовительный этап исследования.
• Выделение индикаторов воспитанности.
• Поиск методик оценки качества воспитанности.
• Подготовка диагностического инструментария.
• Проведение исследования.
• Анализ и обсуждение результатов исследования.
• Регулирование и коррекция УВП.
Для выявления уровня воспитанности учащихся предложили учащимся оценить уровень воспитанности по 9 направлениям и с точки зрения самого ученика, его товарища, классного руководителя и одного из родителей:
Отношение к учению.
Отношение общественно – полезному труду.
Участие в общественной работе.
Дисциплинированность.
Коллективизм и товарищество.
Доброта и отзывчивость.
Честность, правдивость.
Простота и скромность.
Бережливость