Народ Божий

Итак, становясь Христианином, человек выходит из своего народа (языка) и входит в состав народа Божия.

Народ Божий – это не русский народ и никакой другой народ мира. Русский народ – это лишь один из народов (языков, гои), часть которого вошла в Церковь Христову.

Народ Божий – это Вселенская Православная Церковь Христова. Вначале он включал в себя одну общину прав. Авраама; потом – один народ Израильский; а теперь – Церковь Христову, собранную из выходцев разных народов, странствующую в этом мире.

«И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом» (Зах. 2, 11).

«Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2, 9-10).

«Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19).

Т. о., Израилю в Новом Завете соответствует не Россия, не Византия, и никакая другая страна, а Церковь Христова, которая и есть та самая община прав. Авраама, тот самый Израиль, народ Божий, но вобравший в себя представителей от всех народов.

Ведь, Израиль и был не этническим народом, но религиозной общиной, народом Божиим. Просто, в Ветхом Завете состав народа Божия ограничивался одним этническим народом. Да и тогда в Израиль могли входить на равных правах и иноплеменники (Руфь, Раав, Урия и т. д.).

Т. о., плач израильтян на реках Вавилонских – это не патриотизм, это тот же плач, как у Христиан о разрушенных храмах. Ведь, Сион был религиозным центром, местом служения Единому Богу.

И плач Спасителя о Иерусалиме – это плач не об отечестве, а о падении сердца народа Божия, которым являлся Иерусалим как место служения Богу. Иерусалим был религиозным центром. А земным отечеством для Христа была Галилея и Назарет.

Народ Божий (Церковь) не имеет какой-то конкретной территории, но рассеян по территории народов земли, как соль в пище. Это народ-странник, странствующий по территории стран и государств мира. «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14).

Для Церкви весь мир, включая Россию, – чужбина, земля странствия, то же, что для Израиля в Ветхом Завете языческие народы, по территории которых он проходил, когда странствовал по пустыне, и которые окружали его.

Сщмч. Ириней Лионский: «…В нашем истинном исходе, т. е. в вере, в которой мы состоим и чрез которую мы отделились из числа язычников… все исшествие народа из Египта по устроению Божию было типом и образом имевшего быть из язычников происхождения Церкви, и поэтому Он в конце (времени) изводит ее отсюда в ее наследие, которое не Моисей раб Божий, но Иисус Сын Божий дает в достояние. И если кто внимательнее рассмотрит слова пророков о конце и то, что Иоанн ученик Господа видел в откровении, то найдет, что народы примут те же самые казни вообще, какие тогда поразили Египет по частям» («5 книг против ересей», кн.4, гл.30).

Русская Православная Церковь

Т. о., Русская Православная Церковь – не часть России, но часть иного народа, Божия, который странствует в т. ч. и в России.

Россия для Русской Православной Церкви – то же, что Египет для Израиля во время Исхода; или что территории тех стран, через которые проходил Израиль во время странствования по пустыне.

Церковь — не от мира сего. Она не может быть «русской» или какой-либо иной национальной. Церковь одна — Христова.

Православный Христианин должен веровать согласно Символу веры. Т. е. в»Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую» Церковь. А не в «Русскую».

Придавать территориальному, чисто практическому, делению Церкви идеологическое значение — ошибка, грех против Символа веры, непонимание неотмирной природы Церкви.

Надо понимать, что единство – это цель (в смысле: с самого начала уже реализованная); а существование отдельных поместных Церквей — это данность (которая не является ценностью, но имеет чисто практическое, внешнее значение, для порядка, чина и внешнего устройства). И направление церковного сознания, естественно,- от данности к цели, а не наоборот. Таким образом, Единая Вселенская Церковь преодолевает это наличное земное деление через единую веру, единую молитву, единую Евхаристию.

Подменять же это чисто практическое значение территориального разграничения идеологическим, придавая какой-то ценностный смысл существованию отдельных поместных Церквей, – значит дробить Единую на поместные. Это вопреки церковному сознанию, стремящемуся к единству, к преодолению поместного деления. Такое направление сознания ведет к расколу, чему яркий пример – Армянская поместная Церковь, предпочитающая свое «армянство» единству со Вселенской Церковью.

Т. о., в словосочетании «Русская Православная Церковь» слово «Русская» — чисто технический термин, указывающий натерриториальную принадлежность (а не на национальную, и не на культурную). Поскольку каноническая структура Церкви предполагает деление только по территориальному признаку (деление по национальному признаку, Церковь диаспоры – это антиканонично). Придавать этому слову идеологическое значение, понимать его в национальном или культурном аспекте – ошибка и грех против Символа веры, следствие невежества, местечковости и языческого менталитета.

В таком случае получается, что Русская Церковь наделяется некоей ценностной составляющей, неприсущей другим поместным Церквам. Налицо — раскольническая, и даже языческая психология.

Придавать национальному в Церкви идеологическое значение — противоречит Слову Божию о том, что в Церкви»Нет ни Еллина, ни Иудея…варвара, Скифа…но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

Свт. Филарет Черниговский: «По самому свойству Христовой истины, как истины всеобщей, Церковь Христова, как хранительница и выражение истины, не может ограничиваться каким либо местом или народом… Церковь Христова – Церковь вселенская по свойству учения и духа ея» («Православное Догматическое Богословие», т. 2).

Сщмч. Горазд Чешский: «Церковь предназначена для всех людей без различия национальности, страны и времени, ибо Господь Иисус Христос сказал: “Итак идите, научите все народы” (Мф. 28:19)… Церковь ко всем обращенным в веру людям и народам относится одинаково и предоставляет каждому народу одинаковую возможность применять свои силы и способности в церковной жизни к чести и славе Божией» («О Православной вере. 1168 вопросов и ответов»).

Прп. Иустин (Попович):

«Как Богочеловеческая по своей сущности Церковь предназначена для всех народов, для всех людей и для всех времен (ср.:Мф.28, 18-20)… так что в ней нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол.3,11)» («Собрание творений…, М.: Паломник, 2006, с. 486).

«Церковь — это Богочеловеческая вечность, воплощенная в границах времени и пространства. Она в этом мире, но «не от мира сего» (Ин.18:36). В этом мире она для того, чтобы его воздвигнуть до горнего мира откуда и она сама.Она — вселенская, соборная, богочеловеческая, вечная, поэтому хула, непростительная хула на Христа и Духа Святого делать из нее национальный институт, сужать ее до мелких, преходящих, временных национальных целей. Цель ее над-национальная, вселенская, всечеловеческая, — соединить всех людей во Христе, всех, не взирая на национальность, расу, класс.»Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28), ибо «все и во всем Христос» (Кол.3:11)» (Внутренняя миссия нашей Церкви).

«Церковь – это Личность Богочеловека Христа, Богочеловеческий организм, а не человеческая организация. Церковь неделима и как Личность Богочеловека, и как Тело Христово. Поэтому в самой основе ошибочно неделимый Богочеловеческий организм делить на мелкие национальные организации. На своем историческом пути многие поместные церкви склонялись под ярмо национализма, под гнет национальных целей. Многие церкви и среди них – наша Церковь формировалась по отношению к народу, хотя естественным является обратное: народ должен формироваться по отношению к церкви. И в нашей церкви часто допускалась эта ошибка. Но мы знаем, что это плевелы нашей церковной жизни, плевелы, которые Господь не выдергивает, а оставляет до жатвы расти вместе с пшеницей (Мф.13:25-28)…

Уже время, уже пошел двенадцатый час, пора нашим отдельным церковным представителям перестать быть исключительно слугами национализма и политики, все равно какой и чей, и стать первосвященниками и священниками Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Заповеданная Христом и осуществляемая святыми отцами миссия Церкви состоит в следующем: насаждать и взращивать в душе народной чувство и сознание того, что каждый член Православной Церкви – личность соборная и вселенская, личность вечная и богочеловеческая, что он – Христов и потому брат всех людей и слуга всех людей и твари. Эта данная Христом цель Церкви, а всякая другая цель не от Христа, а от антихриста. Чтобы быть Христовой, соборной и вселенской, наша поместная церковь должна непрестанно осуществлять эту цель в нашем народе…

…Нужно выработать в народе чувство того, что Христова вера – подвиг над-национальный, вселенский, троичный и что веровать во Христа значит: служить Христу и только Христу через всю свою жизнь.

…Третий подвиг – богочеловеческий подвиг любви. Эта любовь не имеет границ, не вопрошает, кто достоин, а кто нет, но любит всех и вся: любит друзей и врагов, любит грешников и преступников, но не любит их грехи и злые дела; она благословляет проклинающих ее, подобно тому, как солнце светит и злым и добрым (Мф.5:45-46). Эту богочеловеческую любовь необходимо взращивать в народе, ибо этой соборностью и вселенскостью христианская любовь отличается от всех других видов самозваной и условной любви: фарисейской, гуманистической, альтруистической, национальной, животной. Любовь Христова – это всегда совершенная любовь. Эта любовь достигается молитвой, ибо она – дар Христов. И православное сердце с восхищением молится: Господи Вселюбезный, дай мне любовь Твою ко всем и ко всякому…» (“Христианская жизнь”, 1928 г. № 9).

Св. Николай II писал свт. Николаю Японскому в конце 1905 г.: «…Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет все племена и языки…»

Осуждение ереси этнофилетизма Константинопольским собором 1872 г.: «Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками».

Послание глав Поместных Церквей 12 октября 2008 г.: «Православная Церковь, авторитетно истолковывая учение Апостола языков в мирные и трудные времена ее двухтысячелетнего исторического пути, может и должна представить современному миру учение не только о восстановлении во Христе единства всего человеческого рода, но и о всемирности Его искупительного дела, которым преодолеваются все расколы мира и утверждается общая природа всех людей. Достоверное свидетельство Его спасительной вести предполагает преодоление и внутренних противоречий в Православной Церкви через избавление от националистических, этнофилетических или идеологических напряженностей, потому что только таким образом слово православной веры найдет надлежащий отклик в современном мире».

Т. о., Церковь не может быть для России «своей». Она не принадлежит России, не является её частью.

Попытки сделать Церковь «своей» у нас перед глазами. Это: Армянская поместная Церковь, которая в расколе; Филаретовский раскол на Украине; Англиканская «церковь» во главе с королевой и т. д. Это всегда раскол.

Церковь — не от мира сего. Попытки сочетать её с миром сим оканчиваются разрывом со Христом.

Русская Православная Церковь есть часть Вселенской Православной Церкови и принадлежит единственно и исключительно Господу Иисусу Христу, Который является её Главой и Женихом.

Т. е., Россия и Русская Православная Церковь – это разные вещи. Русская Православная Церковь – это то, что выделено из России, не является её частью. Это уже не Россия. Но, Русская Православная Церковь странствует по территории России.

Россия для Русской Православной Церкви – то же, что земля для стопы. С которой стопа соприкасается, опираясь на неё, но не смешиваясь с ней. Смешение Церкви с миром, обмирщвление Церкви, – это грех.
Россия – мир сей

А Россия – это сугубо земная реалия, часть мира сего. Одна из стран земли, не более того. Как и любая другая страна мира. Нет никакой «небесной России», как фантазируют патриоты. И в вечности России не будет. Ни о России или Руси, ни о каких других земных родинах в Вечном Царстве Божием никто уже и не вспомнит. Все они и память о них сгорят в огне Второго Пришествия.

Стоит заметить, что выражение «Святая Русь» относится не к России. Святая Русь – это поэтическое наименование Русской поместной Церкви.

Иначе, если под этим выражением понимать что-то за пределами Русской поместной Церкви (Россию или что-то от России), тогда придётся признать существование святости вне Церкви, что противоречит смыслу евангельского благовестия о возможности спасения (святости) только в Церкви.

Если же под этим понимать какую-то «небесную Русь», тогда это противоречит стихире «Русь Святая, храни веру Православную». Как это обращение может относиться к Церкви Небесной, когда она веру уже сохранила?

И противоречит Слову Божию. Которое не говорит о «небесной Руси», но говорит о «вышнем Иерусалиме», который есть«матерь всем нам» (Гал. 4, 26).

Россия же сгорит в огне Второго Пришествия вместе со всем остальным миром, частью которого она и является. Поскольку весь мир, включая Россию, осуждён на гибель в огне Второго Пришествия: «Земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10) (как видим, для России не сделано исключения).

Причём, осуждение на гибель в огне Второго Пришествия – закономерное следствие реальных нынешних злодеяний. Закономерное и для России, как и для остального мира. За злодейства, которыми наполнена Россия, как и остальной мир, за кровь мучеников, которая лилась в России, как и везде в мире, за неправды в отношении Церкви Христовой, в которых погрязла Россия, как и остальной мир. За отнятие и осквернение храмов. За кровь убитых младенцев. За разврат. За рабство.

Вспомним «православную» Россию. Её крепостное право, покрывающее произвол и разврат помещиков и бесправие простого народа, бесчеловечное отношение к собственному народу как к быдлу.

Вообще рабство – это позор человечества, греховное явление. Потомок Адама порабощает потомка Адама, т. е. своего брата по крови.

«Откуда же рабство, и зачем оно явилось в жизни человеческой…: от любостяжания произошло рабство, а также от зависти, от ненасытной алчности…Потом (к появлению рабского сословия) способствовали войны, сражения, где стали брать пленных…» (Свт. Иоанн Златоуст, «Беседы на послание к Ефесянам»).

А когда «православный» порабощает своего единоверца, который причащается с ним из одной Чаши, т. е. своего брата по Крови Христовой, – это самый позорный вид рабства. Крепостное право – это явление мерзкое, гнусное, позорное клеймо на лице русской истории.

Как можно считать «православным» такое государство, в котором «благочестивейшие государи и государыни» сделали своих единоверцев рабами?!

Крепостное рабство ставило людей в личную зависимость, делало их беззащитными, открывало дорогу таким беззакониям как жестокость, насилие, разврат, разлучение семей, непомерная эксплуатация. Как можно это оправдывать?! Это очевидное злодейство.

Наличие в России крепостного рабства прекрасно показывает различие понятий «Россия» и «Русская Православная Церковь». И то, что Россия, какой бы «православной» она ни называлась, есть ни что иное как мир сей, пропитанный грехом, как и весь остальной мир, а никакая не «Святая Русь».

И никогда Россия не была «святой». Даже в самые «благочестивейшие» времена Церковь терпела даже от «православного» государства.

Например, до революции государство предписывало нарушить тайну Исповеди в случае покушения на государственные интересы. Это – грубое попрание Божьего ради «кесарева». Это грех. Это недопустимо. Конечно, наличие гос. предписания не означает, что священники его выполняли. Поскольку, нарушение тайны Исповеди недопустимо ни в каком случае.

В России в некоторых губерниях со стороны царской администрации запрещалась проповедь Христа среди мусульман. Это позор для «православной» страны.

Вспомним упразднение патриаршества, грубое вмешательство государства в дела Церкви через обер-прокурора, стремление сделать Церковь «государственным ведомством».

Стоит заметить, что обер-прокурор – это не управление Церковью, а грубое и незаконное вмешательство в дела Церкви со стороны государства. Поэтому, нельзя сказать, что он «возглавлял Синод» или «управлял Церковью». Церковью всегда управлял и управляет Господь Иисус Христос через своих архиереев. А обер-прокурор — это для Церкви была просто обуза, соглядатай, инородное тело.

Фактически, вся история Церкви периода «симфонии» с государством наполнена претензиями власти на некий идеологический статус, на некое место в Церкви, грубым вмешательством в дела Церкви, стремлением приспособить Церковь к интересам государства. Что наблюдалось на протяжении всей истории Византии и России. И есть явление порочное и ненормальное.

Это можно расценить как форму гонений на Церковь, характерную для периода, когда нет открытых гонений. Ведь, Церковь на земле всегда гонима, будучи тем, что взято от мира: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19).

Даже благочестивый царь страстотерпец Николай ll не был свободен от порочного отношения к Церкви в духе цезарепапизма. Незадолго до революции архиереи два раза обращались к царю с просьбой созвать Поместный собор в т. ч. для восстановления патриаршества. Оба раза царь отклонял просьбу архиереев. Что, заметьте, подводит его под прещение 6-го правила Седьмого Вселенского Собора: «…единожды в лето быти собору… и аще обрящется некий начальник возбраняющий сие, да будет он отлучен…». Но, «Бог поругаем не бывает (т. е. над Богом нельзя посмеяться)» (Гал. 6, 7). Третий раз Поместный собор всё-таки состоялся (1917-18 гг.). Но уже без царя. И патриаршество Бог всё-таки восстановил. Но уже без царя.

И можно ещё многое вспомнить об отношении «православного» государства к Церкви. И многие всё никак не могут понять,- что же произошло в 1917-м году. Ведь, «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7).

Все эти неправды и злодеяния, которые совершались и совершаются в России, наглядно показывают, что Россия — не более чем составляющая мира сего, осуждённая на сожжение в огне Второго Пришествия за свои реальные злодеяния, как и весь остальной мир. И показывают ошибочность одного из патриотических штампов, мол, «русский – значит православный». Ничего подобного. Разве это православный народ разрушал храмы, осквернял святыни, оскорблял священников и верующих, убивал мучеников? Или это был не русский народ?

В том и дело, что понятия «народ» (например, русский) и «народ Божий» – не тождественны. И даже в «православной» России эти понятия не были тождественны. Никогда ни один народ не был на 100% православным. И Россия – не исключение. В состав любого народа фактически входят и Христиане, и состоящие вне Церкви. Следовательно народ (этнос, язык) не может являться частью Церкви, но лишь отдельные люди из этого народа.

Более того. Слово Божие предрекает о великом наступлении «Гога в земле Магог, князя Роша, Мешеха и Фувала» на «Землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы… народ, собранный из народов»(Иез. 38, 8, 12) (т. е. на Церковь).

К какому народу относится Христианин русского происхождения: к народу Рош или к «народу, собранному из народов»?

Как Христианин может любить и считать «своим отечеством» царскую Россию, которая гнобила православных в рабстве (крепостное право), узаконивала разврат (легальные публичные дома), унижала и использовала Церковь?!

Как Христианин может любить и считать «своим отечеством» СССР, которое гнобило Церковь, проливало кровь мучеников, заставляло забыть Бога?!

Как Христианин может любить и считать «своим отечеством» нынешнюю Россию, которая льёт рекой кровь младенцев, способствует распространению разврата и растлению детей, заглушает проповедь Слова Божия?!

На этом фоне, кстати, понятна неосновательность одного патриотического штампа, мол, «если человек не любит земное отечество, как он может полюбить Отечество Небесное?»

С какой стати?! Например, почему патриоты думают, что крестьянин, который вкалывает в помещичьем доме, или заключённый на строительстве какой-нибудь ГЭС, не может полюбить Небесное Отечество потому, что не любит окружающие его нечеловеческие условия, которые называются «земным отечеством»?!

Или, если человек родился, например, в ГУЛАГе, и, естественно, не любит эту свою «родину», с чего это он не сможет полюбить Небесное Отечество?!

Или, если родился в крепостной семье и всю жизнь видел, как его самые близкие люди гнули спину на помещика и получали розги, и сам гнул и получал, с какой стати нелюбовь к этой т. наз. «родине» помешает ему полюбить Небесное Отечество?!

Земное отечество – это место греха, место изгнания и бесславия и для нас, и для наших близких, братьев и сестер, где наши ближние страдают. Поэтому, для Христианина оно не может быть отечеством или родиной.

Россия для Христианина русского происхождения – место странствия. Не более того.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: