Для соединения валов с деталями, передающими вращение, применяют шпонки. На ведущем и ведомом валах применяем шпонки призматические с плоскими торцами по ГОСТ 23360-78 (рис.13), [1, табл. 8.9].
Материал шпонок - сталь 45 – нормализация.
Соединение проверяем на смятие:
,
где Т – крутящий момент на валу;
d – диаметр вала в месте установки шпонки, мм;
h – высота шпонки, мм;
t1 – глубина паза под шпонку в валу, мм;
[σ]см – допускаемое напряжение смятия, [σ]см =120 МПа, т. к. привод является нереверсивным;
l – рабочая длина шпонки, мм
Рис.13 Эскиз шпоночного соединения
4.9.1 Расчет шпонки выходного конца быстроходного вала:
Принимаем длину выходного конца быстроходного вала 82 мм
Т1=324,4·103 Н·мм; bxh=12х8мм; l=70мм; t1=4,0 мм; d=40мм;
σсм =2·324,4·103/40·(8-4)·70 =57,9МПа<[σ]см.
4.9.2 Расчет шпонки выходного конца тихоходного вала:
Принимаем длину выходного конца тихоходного вала 82 мм
Т2=1328,8.103 Н·мм; bxh=16х10мм; l=70мм; t1=5,0 мм; d=55мм;
тихоходного вала σсм =2·1328,8.103/55·(10-5)·70=138 МПа>[σ]см.
Поскольку напряжения смятии превышают допустимые, на выходном конце тихоходного вала устанавливаем две шпонки под углом 1800, тогда:
|
|
σсм =138/2=69 МПа<[σ]см.
4.9.3 Расчет шпонки под колесом тихоходного вала:
Т2=1328,8.103 Н·мм; bxh=22х14мм; l=92мм; t1=9,0 мм; d=80мм;
σсм =2·1328,8.103 /80(14-9)·92 =72,2 МПа<[σ]см.
Прочность всех шпоночных соединений достаточна.