Последовательность разработки организационной структуры следующая:
- деление организации по горизонтали на блоки
- устанавливаются соотношения полномочий различных должностей
- определяются должностные обязанности
В структуре управления выделяют следующие основные элементы:
- структурные звенья (отделы, подразделения);
- уровни управления (совок. звеньев управ-я, занимающих опред. ступень в управлении)
- связи (горизонтальные(между звеньями), вертикальные(между уровнями).
Мотивация как функция управления. Эволюция представлений о мотивации. Способы воздействия на подчиненных. Содержательные и процессуальные теории мотивации, их вклад в практику менеджмента.
Мотивация – процесс побуждения себя и других в деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Мотив – это:
- побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта;
- побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности;
- предмет материальный или не материальный, ради которого осуществляется деятельность.
Все теории мотивации делятся на две группы:
1. Содержательные - о сновываются на идентификации внутренних побуждений личности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе:
- Теория А. Маслоу из всего разнообразия потребностей выделяет пять:
физиологические потребности;-потребность в безопасности и уверенность в будущем;-социальные потребности;-потребность в уважении;-потребность в самовыражении.
В своей теории Маслоу утверждает, что любой человек удовлетворяет свои потребности, начиная в первичных, поднимается вверх по иерархии.
- Теория потребностей Мак-Клелланда, делала на упор потребности высших уровней, согласно которым выделяют три типа потребностей:
А) потребность во власти - это желание воздействовать на других людей;Б) потребность в успехе, т.е. доведение работы до успешного завершения;в) потребность в причастности.
- Двухфакторная теория Герцберга. К факторам условий труда Герцберг относил наличие подходящего руководителя, статус в организации, межличностные отношения, прочность положения и жалования.
2. Процессуальные теории мотивации анализируют, как человек определяет усилия для достижения целей и как выбирает определенный вид поведения.
Теория ожиданий состоит в надежде человека на то, что выраженный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого.
Теорию справедливости люди субъективно определяют отношением полученного результата к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполнявших аналогичную работу.
Модель Портера-Лоулера учитывает пять элементов:
-затраченные усилия,-восприятие,- полученные рез-ты,-вознаграждение,-степень удовлетворения
Согласно данной теории достигнутые результаты зависят от приложения сотрудниками усилий, его способностей, особенности и осознание им своей роли в процессе труда.
Способы воздействия на подчиненных:
- обеспечить создание на работе климата взаимного доверия, уважения и поддержки; -дать каждому интересную работу, побуждающую его развивать свои знания и умения; -давать оценку вклада сотрудников в результаты деятельности фирмы на основе регулярной обратной связи; -устанавливать четкие цели и задачи, а также справедливые нормы выработки; -давать возможности для роста сотрудников и раскрытия их потенциала; -предоставлять всем равные возможности при найме и продвижении по службе, обуславливаемые только способностями сотрудников, их результативностью и накопленным опытом; -компенсировать затраты усилий сотрудников на базе оценки их вклада в результаты, достигнутые фирмой, посредством повышения з/п и премий по результатам года; -давать сотрудникам такие примеры поведения, которые побуждали бы их единению, искренности и честности.