Государственное управление охраной труда реализуется на следующих уровнях:
1) республиканском;
2) отраслевом;
3) региональном.
На республиканском уровне государственное управление охраной труда осуществляет правительство Республики Беларусь непосредственно или уполномоченные им министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные правительству Республики Беларусь, которым законодательством предоставлено право осуществлять соответствующие функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные полномочия в области охраны труда и связанных с ней отношений.
На отраслевом уровне государственное управление охраной труда осуществляют министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные правительству Республики Беларусь, имеющие отраслевую направленность, и подведомственные организации.
На региональном уровне государственное управление охраной труда осуществляют местные исполнительные или распорядительные органы.
Исходя из принципов и основных направлений государственной политики в области охраны труда, органы государственного управления охраной труда осуществляют:
· разработку механизмов реализации государственной политики в
области охраны труда;
· совершенствование нормативной правовой базы охраны труда,
управление охраной труда. При необходимости вносятся соответствующие
предложения;
· анализ состояния условий и охраны труда, создание системы мо
ниторинга по этим вопросам, разработку и финансирование программ по
улучшению условий и охраны труда;
· организацию решения вопросов безопасности и гигиены труда,
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
решению этих вопросов;
· обеспечение приоритета решения проблем безопасности труда в
инвестиционной политике;
· анализ состояния обеспеченности работников средствами инди
видуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, организацию ра
боты по решению проблем в этих вопросах;
· организацию обучения, повышение квалификации и проверку
знаний работников по вопросам охраны труда;
· надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об
охране труда, взаимодействие и координацию такой деятельности, осуще
ствляемой государственными органами и профсоюзами;
· формирование нормативной базы, информационное обеспечение
организаций по вопросам охраны труда;
· контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям
труда, выполнением соответствующих мероприятий по проведению их в
соответствии с требованиями охраны труда, предоставление предусмот
ренных законодательством компенсаций по условиям труда;
· контроль за соблюдением порядка расследования и учета несча
стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выпол
нением мероприятий по устранению их причин. Участие в установленном
порядке в расследовании таких происшествий;
· пропаганду охраны труда, изучение, обобщение и распростране
ние передового опыта работы по охране труда;
· международное сотрудничество по проблемам охраны труда.
Исходя из названных и других направлений работы органы государственного управления охраной труда с участием, в рамках социального партнерства, объединений нанимателей и профсоюзов реализуют в пределах предоставленных законодательством прав и полномочий государственную политику в области охраны труда по вопросам, входящим в их компетенцию.
Для организации работы в этой сфере в центральных аппаратах указанных органов в пределах установленной численности создаются службы или вводятся специалисты по охране труда.