Погрузочно-разгрузочные работы с тяжеловесными и длинномерными грузами (оборудование, металлические и железобетонные конструкции, лесоматериалы, трубы, рельсы и т.п.) необходимо производить, как правило, механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования (кранов, лебедок, блоков, тельферов, талей и др.).
Производство работ по перемещению тяжеловесного оборудования и машин (весом более 500 кг) разрешается только при наличии плана организации работ, в котором должны быть разработаны мероприятия по безопасности труда.
Погрузку (разгрузку) тяжеловесных и длинномерных грузов (длиной более 2 м) с помощью грейфера, электромагнита и других грузозахватных устройств следует производить только при отсутствии людей, как в кабине, так и в кузове загружаемого (разгружаемого) транспортного средства.
Зона подъема и перемещения грузов электромагнитами и грейферами должна быть ограждена и иметь сигнализацию, предупреждающую об опасности нахождения в этой зоне. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.086-76.
|
|
При подъеме грузов необходимо следить за правильностью намотки канатов грузоподъемных устройств на барабаны лебедок.
Строповка крупногабаритных грузов должна производиться съемными грузозахватными приспособлениями за специальные устройства (строповочные узлы, петли) или обозначенные места, в зависимости от положения центра тяжести и массы груза.
Грузы, сложенные в пакеты, должны строповаться таким образом, чтобы при подъеме была исключена возможность их падения.
При механизированной погрузке (разгрузке) длинномерные грузы должны быть увязаны двумя стропами с применением траверсы.
Перед подъемом и перемещением груза должны быть проверены устойчивость груза и правильность его строповки.
Груз предварительно поднимают на высоту не более 0,2 – 0,3 м для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза и только после этого продолжают подъем.
Перемещение грузов следует производить плавно, без рывков и ударов. Оставлять на весу поднятый груз, а также находиться рядом людям в зоне поднимаемого (опускаемого) груза запрещается.
Не допускается поддерживать, разворачивать и направлять находящийся на весу груз непосредственно руками. Эти операции следует производить при помощи отводного крюка или веревки, прикрепленной к грузу.
При укладке длинномерных грузов необходимо принимать меры против самопроизвольного скатывания их со штабелей, для чего следует устанавливать подпорки и крепления с обеих сторон штабеля и применять специальные захваты (клещи).
|
|
Трубы должны укладываться следующим образом:
· диаметром до 0,3 м – в штабель высотой до 3 м на подкладках и
прокладках с концевыми упорами;
· диаметром более 0,3 м – в штабель высотой до 3 м «в седло» без
прокладок. Нижний ряд при этом должен быть уложен на прокладки, ук
реплен индивидуальными металлическими башмаками или концевыми
упорами.
При переноске длинномерных грузов на плечах необходимо надевать наплечники. Переносить длинномерные грузы должны не менее двух рабочих на одноименных плечах, рабочие при этом должны идти в ногу. Снимать с плеч длинномерные грузы следует по команде работающего, идущего сзади.
При перемещении тяжеловесных грузов вручную необходимо соблюдать следующие правила:
- при мягком грунте и неровной поверхности на пути перемещения груза должны укладываться доски, брусья или шпалы;
- применяемые катки для перемещения грузов должны быть прочные, ровные и достаточной длины, концы их не должны выступать из-под перемещаемого груза более чем на 0,3 – 0,4 м;
- для подведения катков под груз следует пользоваться ломами или реечными домкратами;
- запрещается подправлять катки под грузом руками или ногами;
- запрещается брать каток для перекладывания его вперед раньше, чем он полностью освободится из-под груза;
- во время передвижения груза необходимо следить, чтобы катки не поворачивались под углом по отношению к направлению движения груза;
- при перемещении груза вниз по наклонной плоскости необходимо применять задерживающие приспособления, чтобы груз не катился под действием собственной тяжести.
Способы укладки и крепления грузов должны обеспечивать их устойчивость при транспортировании и складировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки – разгрузки. Маневрирование транспортных средств с грузами после снятия креплений с грузов не допускается.
При погрузочно-разгрузочных работах не допускается кантовать, волочить, захватывать железными крюками и сбрасывать груз с высоты.