Устройство железнодорожных сливно-наливных эстакад должно соответствовать ведомственным указаниям по проектированию железнодорожных сливно-наливных эстакад легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных газов и требованиям стандартов.
Наливные стояки эстакад, эстакады, а также трубопроводы для заполнения железнодорожных цистерн должны быть заземлены. Рельсы железнодорожных путей в пределах сливно-наливного фронта должны быть электрически соединены между собой и присоединены к заземляющему устройству, не связанному с заземлением электротяговой сети.
Стояки, рукава, сальники, фланцевые соединения, коммуникации должны быть герметичны.
На эстакаду должен быть подведен пар для отогревания трубопроводов и запорных устройств.
Эстакады оборудуются стационарными площадками, переходными мостиками, лестницами, обеспечивающими безопасность работы обслуживающего персонала.
Переход с обслуживающей площадки эстакады на цистерну должен осуществляться через переходные мостики.
Допускается устройство эстакад без переходных мостиков. В этом случае приближение настила, конструкция эстакады и ее элементы должны быть такими, чтобы обеспечивалась безопасность при производстве сливно-наливных операций и при переходе с эстакады на цистерну, а также исключалась возможность соприкосновения цистерны или ее отдельных элементов с эстакадой.
Слив (налив) продуктов, смешение которых недопустимо, следует производить на индивидуальных сливно-наливных стояках.
Запрещается использовать наливные эстакады для попеременного налива несовместимых между собой продуктов.
Одновременный налив двух и более сортов нефтепродуктов разрешается только при наличии раздельных коллекторов.
Слив (налив) железнодорожных цистерн необходимо производить после удаления локомотивов с территории эстакады на расстояние не менее 100 м.
При проведении сливно-наливных операций не допускается въезд тепловоза или паровоза на территорию эстакады (за контрольные столбики).
На железнодорожных путях и дорогах к участку слива (налива) должны быть вывешены предупредительные надписи: «СТОП», «ПРОЕЗД ЗАПРЕЩЕН».
При подаче под слив (налив) железнодорожных цистерн с легковоспламеняющимися нефтепродуктами должно быть обеспечено прикрытие паровоза или тепловоза из одного четырехосного или двух двухосных пустых или груженых негорючими грузами вагонов (платформ).
Паровозы и тепловозы, подающие железнодорожные цистерны под слив (налив) ЛВЖ и горючих жидкостей на территорию предприятия, должны работать на жидком топливе.
Цистерны до начала сливно-наливных операций следует закреплять на рельсовом пути специальными башмаками, а при наливе – сливе легковоспламеняющихся жидкостей и сжиженных углеводородных газов – башмаками из материалов, исключающих искрообразование.
Руководство сливом (наливом) возлагается на старшего по смене.
Поворачивание сливно-наливного устройства необходимо производить с помощью лебедки, стальной трос от которой прикрепляется к выступающей части устройства.
При сливе (наливе) нефтепродуктов открывать или закрывать крышки люков вагонов-цистерн, присоединять к ним шланги, телескопические трубы и другие приборы необходимо осторожно, не допуская ударов, которые могут вызвать искрообразование. Применяемый для этих операций инструмент должен быть изготовлен из металла, не дающего искр при ударах.
Налив легковоспламеняющихся нефтепродуктов в цистерны нужно производить равномерной струей под уровень жидкости, для чего конец шланга, опущенного в цистерну, должен доходить до нижней образующей.
При подогреве вязких нефтепродуктов в цистернах паровыми змеевиками или электрическими нагревателями последние должны включаться лишь после полного покрытия их нефтепродуктами. Подача электроэнергии прекращается до начала слива.
На эстакадах должны предусматриваться специально оборудованные места для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цистерн. Меры безопасности при выполнении этих операций излагаются в инструкциях.
При проведении налива цистерн насосами следует предусматривать средства их дистанционного отключения.
На трубопроводах, по которым поступают на эстакаду для налива и отводятся от нее при сливе ЛВЖ, ГЖ и сжиженные углеводородные газы (СУГ), должны быть установлены на случай аварии на расстоянии 20 – 50 м от сливно-наливных эстакад задвижки с дистанционным управлением со щита операторной и непосредственно со сливно-наливной эстакады.
Данную арматуру следует размещать в местах, удобных для управления и обслуживания.
Слив – налив ЛВЖ и ГЖ, относящихся к вредным веществам 1 и 2 класса опасности, должен быть герметичным.
Для исключения перелива цистерн сливно-наливные эстакады для налива ЛВЖ и ГЖ необходимо оборудовать автоматическими устройствами ограничения уровня налива.
При проведении сливно-наливных операций должны предусматриваться меры защиты от атмосферного и статического электричества и электростатической индукции.
На территории эстакад запрещается производить ремонт цистерн, а также использовать цистерны, находящиеся на железнодорожных путях в качестве стационарных складских емкостей.
Использовать цистерны для сжиженных газов с целью транспортировки других нефтепродуктов не разрешается.
Оставлять цистерны, присоединенные к шлангам и трубопроводам, когда слив (налив) не проводится, не допускается.
Запрещается слив – налив легковоспламеняющихся нефтепродуктов во время грозы.
Температура жидкостей, подаваемых на налив, должна быть не выше температуры, установленной для их хранения.
Температура сжиженных углеводородных газов, подаваемых на налив, не должна превышать температуры, при которой упругость их паров равна рабочему давлению в железнодорожной цистерне, а в теплое время года не должна быть ниже + 4 °С.
При применении в сливно-наливных устройствах сжиженных углеводородных газов резинотканевых рукавов они должны испытываться один раз в шесть месяцев под давлением согласно ГОСТу, но не менее чем в 2 раза выше рабочего и быть рассчитаны не менее чем на 1,6 МПа.
Гибкие рукава (шланги) должны иметь специальные приспособления для присоединения к штуцерам цистерн и трубопроводам из неискря-щих материалов.
Трубопроводы слива сжиженных углеводородных газов из железнодорожных цистерн должны быть оборудованы обратными клапанами. Обратные клапаны устанавливаются в непосредственной близости от сливного устройства во избежание обратного хода продукта из коллектора.
На сливно-наливных эстакадах ЛВЖ, ГЖ и СУГ следует предусматривать двусторонние переговорные устройства для связи между сливно-наливщиком и оператором или громкоговорящую связь из операторной и прямую телефонную связь с эстакадой, с товарным оператором.
Безопасные скорости налива нефтепродуктов в железнодорожные цистерны принимаются в соответствии с «Рекомендациями по режимам налива светлыми нефтепродуктами стационарных резервуаров и железнодорожных цистерн на нефтеперерабатывающих заводах».
Ограничение максимальной скорости налива ЛВЖ и ГЖ до безопасных пределов обеспечивается перепуском части продукта во всасывающий трубопровод насоса.
Автоматическое регулирование расхода перепускаемого продукта производится для поддержания постоянного давления в напорном трубопроводе подачи продукта на железнодорожную сливно-наливную эстакаду.
На сливно-наливных эстакадах ЛВЖ и СУГ должны устанавливаться сигнализаторы довзрывных концентраций согласно требованиям к установке сигнализаторов и газоанализаторов (ТУ-ГАЗ-86).
Цистерны, предназначенные для налива и перевозки по железным дорогам ЛВЖ и ГЖ, оснащаются арматурой, средствами контроля, сливно-наливными, защитными и другими устройствами с учетом физико-химических свойств перевозимых продуктов, требований отраслевых нормативных документов и в соответствии с правилами перевозок грузов МПС.
Налив цистерн с неисправными лестницами и обслуживающими площадками, а также с неукомплектованным или неисправным крепежом люков, отсутствием прокладок на люках не допускается.
Автоцистерны, а также танки наливных судов, находящиеся под наливом и сливом сжиженных горючих газов и пожароопасных жидкостей, в течение всего времени заполнения и опорожнения должны быть присоединены к заземляющему устройству.
Контактные устройства для подсоединения заземляющих проводников от автоцистерн и наливных судов должны быть установлены вне взрывоопасной зоны.
Гибкие заземляющие проводники сечением не менее 6 мм2 должны быть постоянно присоединены к металлическим корпусам автоцистерн и танков наливных судов и иметь на конце струбцину или наконечник под болт М 10 для присоединения к заземляющему устройству. При отсутствии постоянно присоединенных проводников заземление автоцистерны и наливных судов должно производиться инвентарными проводниками в следующем порядке: заземляющий проводник вначале присоединяется к корпусу цистерны (или танка), а затем к заземляющему устройству.
Открывание люков автоцистерн и танков наливных судов и погружение в них шлангов должно производиться только после присоединения заземляющих проводников к заземляющему устройству.
Резиновые (либо другие из неэлектропроводных материалов) шланги с металлическими наконечниками, используемые для налива жидкостей в железнодорожные цистерны, автоцистерны, наливные суда и другие передвижные сосуды и аппараты, должны быть обвиты медной проволокой диаметром не менее 2 мм (или медным тросиком сечением не менее 4 мм2) с шагом витка не более 100 мм. Один конец проволоки (или тросика) соединяется пайкой (или под болт) с металлическими заземленными частями продуктопровода, а другой – с наконечником шланга.
При использовании армированных шлангов или электропроводных рукавов (ТУ 38-105373-72) их обвивка не требуется при условии обязательного соединения арматуры или электропроводного резинового слоя с заземленным продуктопроводом и металлическим наконечником шланга.
Наконечники шлангов должны быть изготовлены из меди или других неискрящих металлов.
Ручной обор проб жидкостей из резервуаров, а также измерение уровня с помощью различного рода мерных линеек и метрштоков через люки допускается только после прекращения движения жидкости, когда она находится в спокойном состоянии. В случае, когда жидкость имеет удельное объемное электрическое сопротивление выше 1011 Ом·м, эти операции разрешается проводить не менее, чем через 10 минут после успокоения жидкости.