Сливно-наливные эстакады для нефтепродуктов

Устройство железнодорожных сливно-наливных эстакад должно со­ответствовать ведомственным указаниям по проектированию железнодо­рожных сливно-наливных эстакад легковоспламеняющихся, горючих жид­костей и сжиженных газов и требованиям стандартов.

Наливные стояки эстакад, эстакады, а также трубопроводы для за­полнения железнодорожных цистерн должны быть заземлены. Рельсы же­лезнодорожных путей в пределах сливно-наливного фронта должны быть электрически соединены между собой и присоединены к заземляющему устройству, не связанному с заземлением электротяговой сети.


Стояки, рукава, сальники, фланцевые соединения, коммуникации должны быть герметичны.

На эстакаду должен быть подведен пар для отогревания трубопро­водов и запорных устройств.

Эстакады оборудуются стационарными площадками, переходными мостиками, лестницами, обеспечивающими безопасность работы обслу­живающего персонала.

Переход с обслуживающей площадки эстакады на цистерну должен осуществляться через переходные мостики.

Допускается устройство эстакад без переходных мостиков. В этом случае приближение настила, конструкция эстакады и ее элементы долж­ны быть такими, чтобы обеспечивалась безопасность при производстве сливно-наливных операций и при переходе с эстакады на цистерну, а так­же исключалась возможность соприкосновения цистерны или ее отдель­ных элементов с эстакадой.

Слив (налив) продуктов, смешение которых недопустимо, следует производить на индивидуальных сливно-наливных стояках.

Запрещается использовать наливные эстакады для попеременного налива несовместимых между собой продуктов.

Одновременный налив двух и более сортов нефтепродуктов разре­шается только при наличии раздельных коллекторов.

Слив (налив) железнодорожных цистерн необходимо производить после удаления локомотивов с территории эстакады на расстояние не ме­нее 100 м.

При проведении сливно-наливных операций не допускается въезд теп­ловоза или паровоза на территорию эстакады (за контрольные столбики).

На железнодорожных путях и дорогах к участку слива (налива) должны быть вывешены предупредительные надписи: «СТОП», «ПРОЕЗД ЗАПРЕЩЕН».

При подаче под слив (налив) железнодорожных цистерн с легковос­пламеняющимися нефтепродуктами должно быть обеспечено прикрытие паровоза или тепловоза из одного четырехосного или двух двухосных пус­тых или груженых негорючими грузами вагонов (платформ).

Паровозы и тепловозы, подающие железнодорожные цистерны под слив (налив) ЛВЖ и горючих жидкостей на территорию предприятия, должны работать на жидком топливе.

Цистерны до начала сливно-наливных операций следует закреплять на рельсовом пути специальными башмаками, а при наливе – сливе легко­воспламеняющихся жидкостей и сжиженных углеводородных газов – башмаками из материалов, исключающих искрообразование.

Руководство сливом (наливом) возлагается на старшего по смене.


Поворачивание сливно-наливного устройства необходимо произво­дить с помощью лебедки, стальной трос от которой прикрепляется к вы­ступающей части устройства.

При сливе (наливе) нефтепродуктов открывать или закрывать крыш­ки люков вагонов-цистерн, присоединять к ним шланги, телескопические трубы и другие приборы необходимо осторожно, не допуская ударов, ко­торые могут вызвать искрообразование. Применяемый для этих операций инструмент должен быть изготовлен из металла, не дающего искр при ударах.

Налив легковоспламеняющихся нефтепродуктов в цистерны нужно производить равномерной струей под уровень жидкости, для чего конец шланга, опущенного в цистерну, должен доходить до нижней образующей.

При подогреве вязких нефтепродуктов в цистернах паровыми змее­виками или электрическими нагревателями последние должны включаться лишь после полного покрытия их нефтепродуктами. Подача электроэнер­гии прекращается до начала слива.

На эстакадах должны предусматриваться специально оборудован­ные места для выполнения операций по аварийному освобождению неис­правных цистерн. Меры безопасности при выполнении этих операций из­лагаются в инструкциях.

При проведении налива цистерн насосами следует предусматривать средства их дистанционного отключения.

На трубопроводах, по которым поступают на эстакаду для налива и отводятся от нее при сливе ЛВЖ, ГЖ и сжиженные углеводородные газы (СУГ), должны быть установлены на случай аварии на расстоянии 20 – 50 м от сливно-наливных эстакад задвижки с дистанционным управлением со щита операторной и непосредственно со сливно-наливной эстакады.

Данную арматуру следует размещать в местах, удобных для управ­ления и обслуживания.

Слив – налив ЛВЖ и ГЖ, относящихся к вредным веществам 1 и 2 класса опасности, должен быть герметичным.

Для исключения перелива цистерн сливно-наливные эстакады для налива ЛВЖ и ГЖ необходимо оборудовать автоматическими устройст­вами ограничения уровня налива.

При проведении сливно-наливных операций должны предусматри­ваться меры защиты от атмосферного и статического электричества и электростатической индукции.

На территории эстакад запрещается производить ремонт цистерн, а также использовать цистерны, находящиеся на железнодорожных путях в качестве стационарных складских емкостей.

Использовать цистерны для сжиженных газов с целью транспорти­ровки других нефтепродуктов не разрешается.


Оставлять цистерны, присоединенные к шлангам и трубопроводам, когда слив (налив) не проводится, не допускается.

Запрещается слив – налив легковоспламеняющихся нефтепродуктов во время грозы.

Температура жидкостей, подаваемых на налив, должна быть не вы­ше температуры, установленной для их хранения.

Температура сжиженных углеводородных газов, подаваемых на на­лив, не должна превышать температуры, при которой упругость их паров равна рабочему давлению в железнодорожной цистерне, а в теплое время года не должна быть ниже + 4 °С.

При применении в сливно-наливных устройствах сжиженных угле­водородных газов резинотканевых рукавов они должны испытываться один раз в шесть месяцев под давлением согласно ГОСТу, но не менее чем в 2 раза выше рабочего и быть рассчитаны не менее чем на 1,6 МПа.

Гибкие рукава (шланги) должны иметь специальные приспособле­ния для присоединения к штуцерам цистерн и трубопроводам из неискря-щих материалов.

Трубопроводы слива сжиженных углеводородных газов из железно­дорожных цистерн должны быть оборудованы обратными клапанами. Об­ратные клапаны устанавливаются в непосредственной близости от сливно­го устройства во избежание обратного хода продукта из коллектора.

На сливно-наливных эстакадах ЛВЖ, ГЖ и СУГ следует предусмат­ривать двусторонние переговорные устройства для связи между сливно-наливщиком и оператором или громкоговорящую связь из операторной и прямую телефонную связь с эстакадой, с товарным оператором.

Безопасные скорости налива нефтепродуктов в железнодорожные цистерны принимаются в соответствии с «Рекомендациями по режимам налива светлыми нефтепродуктами стационарных резервуаров и железно­дорожных цистерн на нефтеперерабатывающих заводах».

Ограничение максимальной скорости налива ЛВЖ и ГЖ до безопас­ных пределов обеспечивается перепуском части продукта во всасываю­щий трубопровод насоса.

Автоматическое регулирование расхода перепускаемого продукта производится для поддержания постоянного давления в напорном трубо­проводе подачи продукта на железнодорожную сливно-наливную эстакаду.

На сливно-наливных эстакадах ЛВЖ и СУГ должны устанавливать­ся сигнализаторы довзрывных концентраций согласно требованиям к ус­тановке сигнализаторов и газоанализаторов (ТУ-ГАЗ-86).

Цистерны, предназначенные для налива и перевозки по железным до­рогам ЛВЖ и ГЖ, оснащаются арматурой, средствами контроля, сливно-наливными, защитными и другими устройствами с учетом физико-химических свойств перевозимых продуктов, требований отраслевых норма­тивных документов и в соответствии с правилами перевозок грузов МПС.


Налив цистерн с неисправными лестницами и обслуживающими площадками, а также с неукомплектованным или неисправным крепежом люков, отсутствием прокладок на люках не допускается.

Автоцистерны, а также танки наливных судов, находящиеся под на­ливом и сливом сжиженных горючих газов и пожароопасных жидкостей, в течение всего времени заполнения и опорожнения должны быть присое­динены к заземляющему устройству.

Контактные устройства для подсоединения заземляющих проводни­ков от автоцистерн и наливных судов должны быть установлены вне взрывоопасной зоны.

Гибкие заземляющие проводники сечением не менее 6 мм2 должны быть постоянно присоединены к металлическим корпусам автоцистерн и танков наливных судов и иметь на конце струбцину или наконечник под болт М 10 для присоединения к заземляющему устройству. При отсутст­вии постоянно присоединенных проводников заземление автоцистерны и наливных судов должно производиться инвентарными проводниками в следующем порядке: заземляющий проводник вначале присоединяется к корпусу цистерны (или танка), а затем к заземляющему устройству.

Открывание люков автоцистерн и танков наливных судов и погру­жение в них шлангов должно производиться только после присоединения заземляющих проводников к заземляющему устройству.

Резиновые (либо другие из неэлектропроводных материалов) шлан­ги с металлическими наконечниками, используемые для налива жидкостей в железнодорожные цистерны, автоцистерны, наливные суда и другие пе­редвижные сосуды и аппараты, должны быть обвиты медной проволокой диаметром не менее 2 мм (или медным тросиком сечением не менее 4 мм2) с шагом витка не более 100 мм. Один конец проволоки (или тросика) со­единяется пайкой (или под болт) с металлическими заземленными частями продуктопровода, а другой – с наконечником шланга.

При использовании армированных шлангов или электропроводных рукавов (ТУ 38-105373-72) их обвивка не требуется при условии обяза­тельного соединения арматуры или электропроводного резинового слоя с заземленным продуктопроводом и металлическим наконечником шланга.

Наконечники шлангов должны быть изготовлены из меди или дру­гих неискрящих металлов.

Ручной обор проб жидкостей из резервуаров, а также измерение уровня с помощью различного рода мерных линеек и метрштоков через люки допускается только после прекращения движения жидкости, когда она находится в спокойном состоянии. В случае, когда жидкость имеет удельное объемное электрическое сопротивление выше 1011 Ом·м, эти операции разрешается проводить не менее, чем через 10 минут после ус­покоения жидкости.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: