Это очень трудный пункт, и я смогу сказать тут только несколько слов, сосредоточившись на аспекте нашей культуры.
В общем случае экзистенциальное возрастное противопоставление звучит так: неравнодушность (жертвенность, идеализм) молодых против мудрости старших. Обратная сторона неравнодушности — максимализм, то есть позиция, исключающая большое участие мысли, а также, что еще хуже, эгоцентрическая жертвенность, то есть готовность жертвовать не только строго собой, но и другими, увы, часто всеми подряд. У старших обратная сторона мудрости — приземленность и всем знакомый житейский эгоизм. Бабушка говорит внуку: «Зачем ты помогаешь всем своим друзьям? Жить-то тебе, а не им!» (реальный случай, поэтому и формулировка логически настолько абсурдна).
Молодые склонны к романтизму в философском смысле слова, который можно сформулировать как превалирование ценностей любви, красоты и жертвенности над житейскими ценностями устроения жизни, комфорта, заботы о мире каков он есть, и т. п. Очень ярко романтическая позиция изображается обычно в искусстве. Чтобы не углубляться в искусствоведение, достаточно вспомнить Жака Бреля с песней «Буржуа» (а таких песен у него десятки) и нашего Юрия Лозу с песней «Плот». У Бреля к тому же специально обозначена проблематика возраста: молодые превращаются в буржуа неизбежно, так сказать, в ходе неумолимого течения жизни. Из самого этого восприятия людей как буржуа можно при желании набрать много феноменологического материала, но это сейчас выходит за рамки статьи.
|
|
Чтобы противопоставить романтизм мудрости, нужно сформулировать, что такое мудрость, но эта задача пока представляется невыполнимой. В принципе достаточно примера старого деда традиционной культуры из предыдущего пункта. Этот человек не одномерно и не упрощенно понимает жизненные ситуации. Он включает ум тогда, когда молодой человек включает только свое субъективное ощущение. Он видит разносторонне и объемно даже такие вещи, которые и достаточно взрослым людям кажутся несомненными. Один пример такой вещи будет нам важен сам по себе: ценность прогресса. Сейчас, конечно, появляются и взрослые, и даже молодые люди, которые отрицательно относятся к прогрессу, уж очень явными стали в последнее время его побочные эффекты. В динамичной культуре появляются люди, которые хотят приостановить его слишком уж разогнавшуюся динамику. Но в основном это характерно для людей, обладающих мудростью. Они повидали достаточно случаев, когда водители на высокой скорости не справлялись с управлением и что бывало потом. Особенно если речь идет об огромном транспортном средстве, перевозящем людей, — о стране, например. Мудрость, насколько могу судить, сущностно связана с религиозностью, но я не буду сейчас вдаваться в связь между ними. Упрощенно говоря, мудрый, опять же, видел достаточно случаев, когда люди переоценивали свои возможности планирования, и еще таких случаев, когда великие дела совершались в малости. В этой связи мудрый многое понимает в том, насколько эффективны и для духовного роста, и даже для пользы дела терпение и смирение. Насколько бессмысленны и наивны иногда бывают попытки помощи там, где надо именно терпеть и смиряться.
|
|
Понятно, что в светской, динамичной, массовой культуре мудрость совершенно не востребована. Более того, она репрессирована. Терпение и смирение — совершенно нежелательные ценности, хотя бы по той простой причине, что они понижают доходы фармацевтических фирм, которые торгуют все более дорогими обезболивающими препаратами. Но более глубокая причина: они воспитывают духовно сильных независимых людей, а зачем нужны такие люди в массовой культуре? Я не буду много распространяться о некоем «намеренном» оглуплении населения главным образом потому, что называть его намеренным неправильно, это автономное порождение динамичной и массовой культуры, сметающей все, что ей мешает. В такой культуре нет ценности критического ума, поэтому никому специально никого оглуплять не надо: все оглупляются сами. Затем возникают средства, преимущественно СМИ, где эти оглупленные члены культуры представляют себя остальным, и процесс оглупления интенсифицируется там, где он еще пока недостаточно интенсивен.