Билет 2

1)Соотношение «Судоустройства с другими юридическими дисциплинами.

“Судоустройство” находится в определенном соотношении с другими юридическими дисциплинами и прежде всего с общеправовыми и историко-правовыми курсами такими как общей теорией права, историей государства и права Беларуси, истории государства и права славянских народов и зарубежных стран.

В органической связи находится изучаемая нами дисциплина с конституционным правом, которое является ведущей отраслью права и соответственно дисциплиной. В курсе “Судоустройства” конституционные положения, касающиеся задач, полномочий и организации суда, прокуратуры, других правоохранительных органов и адвокатуры получают развитие и конкретизацию, излагаются более подробно и развернуто.

В определенной связи находится рассматриваемая нами дисциплина с административным правом, которое изучает исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти, их организацию. Соприкосновение указанных учебных дисциплин проявляется в том, что в курсе “Судоустройство” рассматриваются вопросы организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов, органы дознания, следствия, взаимоотношения органов юстиции с адвокатурой и др., что входит в предмет курса и административного права, поскольку министерство юстиции и министерство внутренних дел – это центральные органы государственного управления и административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе их деятельности.

Особенно тесная связь курса “Судоустройства” с процессуальными учебными дисциплинами (гражданский и уголовный процессы) и прокурорским надзором. И вот почему. Если говорить упрощенно, эти курсы имеют своим предметом изучение правовых норм, регулирующих деятельность суда, прокуратуры, других правоохранительных органов, участвующих в судопроизводстве, по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел (уголовный процесс), рассмотрению и разрешению гражданских дел (гражданский процесс) и по осуществлению прокурорского надзора (прокурорский надзор).

2)Задачи и организация юридической службы на предприятии

1.2 На предприятии (объединении) создается самостоятельное подразделение (именуемое в дальнейшем юридической службой) - юридический отдел (бюро), либо вводится должность главного (ведущего) юрисконсульта, юрисконсульта, зам. руководителя по правовым вопросам, на которого и возлагается руководство деятельностью юридической службы.

1.4 Допускается правовое обслуживание предприятий (объединений) адвокатами, юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности на договорных началах в соответствии с действующим законодательством РБ.

1.5 Возложение на юридическую службу предприятия (объединения) обязанностей, не связанных с правовой работой и не предусмотренных настоящим Положением, не разрешается.

1.8 На должность руководителя юридической службы назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 3-х лет.

Основными задачами юридической службы являются:

2.1 обеспечение законности в деятельности предприятия (объединения);

2.2 активное использование правовых средств для укрепления Хоз. расчета, соблюдения договорной и трудовой дисциплины, выполнения договорных обязательств, улучшения экономических показателей работы предприятия (объединения);

2.3 защита имущественных прав и законных интересов предприятия (объединения);

2.4 обеспечение соответствия действующему законодательству издаваемых на предприятии (объединении) локальных нормативных актов, а в случае издания данных актов, противоречащих действующему законодательству, принятие мер к их отмене в установленном порядке.

В соответствии с основными задачами юридическая служба предприятия (объединения) выполняет следующие основные функции:

3.1 организует правовое обеспечение работы предприятия (объединения) в условиях рыночной экономики;

3.2 участвует в работе по подготовке и внедрению системы локальных нормативных актов предприятия (объединения), регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности предприятия (объединения) в условиях хозрасчета; по согласованию с руководством привлекает к участию в этой работе должностных лиц и специалистов других подразделений предприятия (объединения);

3.3 контролирует соблюдение установленного на предприятии (объединении) порядка предъявления и рассмотрения внутрихоз. претензий;

3.4 совместно с экономической, финансовой службами и другими подразделениями проводит экономико-правовой анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия (объединения), изучает условия и причины возникновения непроизводительных расходов, состояние числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности, нарушений договорных обязательств, подготавливает материалы по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей для направления их в судебные и следственные органы;

3.5 проверяет соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия (объединения) проектов приказов и других док-в нормативного характера, визирует их;

3.6 подготавливает и вносит предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу локальных нормативных актов предприятия (объединения);

3.7 осуществляет контроль за соответствием законодательству локальных нормативных актов, изданных руководителями структурных единиц и подразделений предприятия (объединения), а в случае противоречия их законодательству вносит предложения об их отмене;

3.8 принимает меры по улучшению использования правовых средств для укрепления Хоз. расчета и самофинансирования, внедрению прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышению роли хоз. договоров и усилению ответственности за их исполнение;

3.9 оказывает правовую помощь структурным подразделениям предприятия (объединения) при установлении экономических и научно-технических связей с предприятиями и организациями других стран;

3.10 участвует в разработке и осуществлении мероприятий правового характера, направленных на повышение качества продукции, обеспечение соблюдения законодательства о труде, укрепление трудовой дисциплины, экономию и рациональное использование материальных ресурсов, предотвращение недостач, хищений, приписок, сокращение и предупреждение непроизводительных расходов и потерь, привлечение к ответственности виновных в этом лиц;

3.11 ведет систематизированный учет поступающих на предприятие (объединение) и издаваемых им нормативных актов;

3.12 участвует в работе по подготовке, заключению и контролю за исполнением хоз. договоров с субъектами хозяйствования, визирует проекты договоров (контрактов);

3.13 анализирует практику заключения и исполнения хоз. договоров и представляет руководителю предприятия (объединения) предложения по устранению выявленных недостатков;

3.14 ведет претензионную и исковую работу, представляет в установленном порядке интересы предприятия (объединения) в судах, органах государственного управления при рассмотрении правовых вопросов; осуществляет методическое руководство исковой работой, если она ведется другими структурными подразделениями предприятия (объединения);

3.15 анализирует состояние претензионной и исковой работы, предпринимает меры по устранению недостатков в деятельности предприятия, выявленных при рассмотрении хоз. споров;

3.16 дает (при необходимости) правовое заключение по документам на списание материальных ценностей;

3.17 участвует в организации и проведении пропаганды правовых знаний, информирует работников предприятия (объединения) о действующем законодательстве, разъясняет практику его применения;

3.18 дает заключения, консультации по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия (объединения);

3.19 при обнаружении нарушений законности в деятельности предприятия, докладывает об этом руководителю предприятия (объединения) для принятия необходимых мер по их предупреждению и устранению.

Билет 3 Понятие, признаки и направления правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.

Правоохранительная деятельность имеет свои характерные черты, свою специфику, отличающую ее от других видов государственной деятельности.

1)Прежде всего в процессе осуществления этой деятельности реализуется закон, право, т.е. она включает правоприменение, является правоприменительной деятельностью; она связана с восстановлением нарушенного права и справедливости, в необходимых случаях с применением мер государственного принуждения (юридических санкций) к правонарушителям.

2)Характерной особенностью этой деятельности является также и то, что она достигает своей цели не любой ценой и не в произвольной форме, а в порядке, установленном законом, опираясь на закон, т.е. на основе закона и с соблюдением всех предусмотренных законом процедур, обеспечивающих установление истины, права и законные интересы участников процесса, вынесение законных и обоснованных решений.

3)Правоохранительной деятельности свойственна воспитательно-предупредительная направленность, нравственно-правовое влияние на граждан, особенно на незаконопослушных. Иначе говоря, эта деятельность включает профилактику, использование специфических превентивных мер в целях предупреждения правонарушений.

4)Наконец, отличительная черта профилактической деятельности заключается в том, что, хотя ее в той или иной мере выполняют все государственные органы, организации и учреждения, но главным образом, преимущественно и повседневно ею занимаются специально созданные для этой цели государственные органы (и должностные лица), суд и так называемые правоохранительные органы. Правоохранительная деятельность составляет, таким образом, основное и, как правило, единственное содержание их функций и полномочий.

Правоохранительная деятельность сложна и неоднородна по своему содержанию, что определяет многочисленность органов, ее выполняющих: суд, прокуратура, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат, правовая служба.

Согласно ст. 3 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь “Суды в Республике Беларусь призваны охранять от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц, независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования”.

Функции: 1.осущ-ние судеб. власти и правосудия(выполняется судами);2. организ. и мат-технич. обеспеч. деят-ти судов и управление в области юстиции (минюст и др. органы); 3. прокурорский надзор; 4. выявление и расслед. преступлений и иных правонарушений (органы предвар. след-вия и дознания); 5. оказание квал-й юр.помощи и юр услуг субъ. правонарушений(адвокатура и тд); 6. охрана правопоряд. и осущ-ние гос.безоп.(милиция, КГБ); 7. констит. Контроль, опер-розыск. деят-ть, исполнение суд. решений, охран-ая деят-ть.

прокуратура — прокурорский надзор,

органы дознания и следствия — выявление и расследование преступлений,

органы юстиции — организационно-техническое обеспечение судов и управление в области юстиции,

адвокатура — оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам.

Конст-ный Суд - это один из государственных органов, осуществляющих специфическую контрольную функцию, направленную на обеспечение верховенства Конституции

В совокупности суд и правоохранительные органы образуют юстицию государства. Этим понятием охватывается их система, структура, формы и принципы организации, полномочия и задачи.

2)Формы нотариата

Первая государственная нотариальная контора наряду с совершением нотариальных действий осуществляет методическое руководство государственными нотариальными конторами соответствующей административно-территориальной единицы.

На первую государственную нотариальную контору Министерством юстиции РБ может быть возложено совершение наиболее сложных нотариальных действий.

4. Государственные нотариальные конторы не являются юридическими лицами и входят в систему Минюста

5. Министерство юстиции РБ ведет реестр государственных нотариальных контор.

6. Штатное расписание государственных нотариальных контор утверждается Министерством юстиции РБ в пределах установленного фонда оплаты труда.

Статья 15. Нотариальные округа 1. В целях совершенствования нотариального обслуживания населения в районах, городах, районах в городах могут образовываться нотариальные округа.

2. Нотариальный округ представляет собой территорию осуществления нотариальной деятельности в районе, городе, районе в городе либо в их части частным нотариусом, которому в установленном порядке

Статья 16. Нотариальные бюро

1. Нотариальные бюро являются организационной формой осуществления нотариальной деятельности частными нотариусами.

2. В составе нотариального бюро могут работать один и более частных нотариусов.

1. Гос нотариус имеет печать с изображением Государственного герба РБ, наименованием государственной нотариальной конторы, указанием порядкового номера печати, а также может иметь штампы удостоверительных надписей и бланки государственной нотариальной конторы.

2. Частный нотариус имеет печать с изображением Государственного герба РБ, указанием своего статуса (частный нотариус), фамилии, собственного имени, отчества, места осуществления нотариальной деятельности, номера специального разрешения (лицензии) на осуществление частной

Статья 25. Требования, предъявляемые к лицу, претендующему на занятие должности государственного нотариуса

1. Государственным нотариусом в РБ может быть гражданин РБ, имеющий высшее юридическое образование, получивший свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью и отвечающий иным требованиям законодательства РБ.

2. Назначение на должность государственного нотариуса лиц, претендующих на занятие этой должности впервые или после трехлетнего перерыва в работе в качестве нотариуса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РБ, допускается при соблюдении следующих дополнительных условий:

прохождения профессиональной стажировки в качестве стажера государственного нотариуса;

сдачи квалификационного экзамена Квалиф. комиссии по вопросам нотариальной деятельности.

1. Назначение на должность государственного нотариуса лиц, работающих более пяти лет на должностях, связанных с руководством нотариатом и контролем за нотариальной деятельностью, непосредственно после прекращения указанной работы осуществляется без прохождения профессиональной стажировки и сдачи

Статья 32. Требования, предъявляемые к лицу, претендующему на занятие нотариальной деятельностью в качестве частного нотариуса

1. Частным нотариусом в РБ может быть гражданин РБ, имеющий высшее юридическое образование, получивший специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной нотариальной деятельности и отвечающий иным требованиям законодательства РБ.

2. Частный нотариус обязан быть членом Белорусской нотариальной палаты.

3. Нотариальной деятельностью в качестве частного нотариуса не вправе заниматься лица, указанные в пункте 1 статьи 27 настоящего Закона.

Статья 33. Лицензирование частной нотариальной деятельности

1. Частный нотариус осуществляет нотариальную деятельность после получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии) на осуществление частной нотариальной деятельности (далее - лицензия).

2. Лицензирование частной нотариальной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РБ о лицензировании с учетом особенностей, установленных пунктами 3 - 5 настоящей статьи.

3. Лицензия выдается Министерством юстиции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: