Применимые международные и российские экологические нормы

Для оценки допустимости воздействия на окружающую среду от проекта строительства Томинского ГОКа были использованы следующие экологические и санитарно-гигиенические нормы и стандарты:

· в части качества атмосферного воздуха:

o предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и поверхностных водных объектах в соответствии с нормативами РФ;

o рекомендуемые допустимые уровни концентраций в выбросах загрязняющих веществ, рекомендуемые Всемирной организацией здравоохранения;

o общие рекомендации по содержанию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, рекомендуемые Всемирным банком и Международной Финансовой Корпорацией;

· в части шума:

o предельно-допустимые уровни шума, установленные национальным законодательством России,

o предельно-допустимые уровни шума, установленные нормативными документами международных организаций (Всемирная организация здравоохранения, группа Всемирного банка);

· в части качества водных объектов:

o рекомендации МФК к качеству очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод;

o предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение;

o нормативы сбросов в водный объект для горнодобывающей промышленности;

· в части качества почв:

o критерии допустимого содержания загрязняющих веществ в почвах, установленные российскими нормативными документами

o критерии допустимого содержания загрязняющих веществ в почвах, установленные «Голландским реестром».

Нормативы ПДВ/НДС загрязняющих веществ для каждого конкретного предприятия рассчитываются на основании утвержденных нормативных документов - «Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» и «Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты» (утверждены приказом МПР РФ от 12 декабря 2007 г. № 328). При этом главным условием таких расчетов является подтверждение того, что на границе санитарно-защитной зоны конкретного предприятия/объекта или в контрольном створе водного объекта ниже места выпуска сточных вод предприятия/объекта (если предусмотрен выпуск сточных вод в поверхностные водные объекты) гарантированно будут соблюдаться санитарные/ рыбохозяйственные нормативы, принятые в РФ для воздуха населенных мест /водных объектов.

Качество атмосферного воздуха

Российскими нормативами установлены требования к качеству воздуха населенных мест, которое оценивается по двум показателям – максимально разовым и среднесуточным предельно-допустимым концентрациям загрязняющих веществ.

В таблице 4.4-1. представлена сравнительная характеристика требований стандартов Всемирной организации здравоохранения и российских нормативов к качеству воздуха в жилых зонах.

Таблица 4.4-1. Величины ПДК загрязняющих веществ в воздухе населенных мест согласно стандартам ВОЗ, МФК, и российским нормативам

Загрязняющее вещество Российские нормативы[6] Нормативы ВОЗ[7], Применяемые МФК
Максимально разовая Среднесуточная 1 час 24 часа 1 год
мг/нм3
NO2 0,2 0,04 0,2 - 0,04
SO2 0,5 0,05 0,5 – за 10 мин 0,02 -
H2S 0,008 0,003 -
СО 5,0 3,0 -
Формальдегид 0,035 - -
Взвешенные вещества 0,5 0,15 -
Взвешенные вещества PM 2,5 (PM2,5) -0,3 0,06 - 0,025 0,01
Взвешенные вещества PM 10 (PM10) -0,16 0,035 - 0,050 0,02
О3 0,16 - 0,1 – за 8 часов

Из сравнительного анализа можно сделать вывод, что требования к качеству атмосферного воздуха ВОЗ более жесткие, чем российские в отношении озона.


Шум

Для оценки уровня шума использовались предельно-допустимые уровни шума, установленные национальным законодательством России и нормативными документами международных организаций, которые представлены в Таблице 4.4-3.

Таблица 4.4-3. Предельно-допустимые уровни шума, установленные национальным законодательством России, нормативными документами международных организаций

Территория Российские нормативы[8] ВОЗ[9]/МФК[10]
Жилая зона День – 55 Ночь – 45 (вне помещений) День – 55 Ночь - 45
Коммерческая, промышленная зона Административные здания – 60 Рабочие места - 80 Административные здания – 60 Рабочие места - 85

Качество водных объектов

В рамках рекомендаций международных финансовых организаций, в частности группы Всемирного Банка и МФК, разработаны требования к качеству очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод для сброса в поверхностные водные объекты.

В таблице 4.4-4. приведены стандарты МФК для качества очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод и рыбохозяйственные нормативы, установленные для РФ

Таблица 4.4-4. Стандарты МФК для очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод и рыбохозяйственные нормативы РФ

Параметр Требования МФК Требования РФ в зависимости от категории водопользования
1 категория 2 категория
pH 6-9 6,5-8,5
БПК, мг / л      
ХПК, мг / л   - -
Общее азотосодержание, мг / л   40-нитрат-анион, 9-азот нитратов-
Общее фосфороосодержание, мг / л   0,05 - олиготрофные водоемы 0,15 – мезотрофные водоемы 0,2 - эвтрофные водоемы
Взвешенные вещества, мг / л   Увеличение естественной концентрации ≤0,25 Увеличение естественной концентрации ≤0,75
Нефтепродукты, мг / л   0,05

Общие нормативы концентраций загрязняющих веществ в сбросах для предприятий горнодобывающей промышленности приведены в Таблице 4.4-5.

Таблица 4.4-5. Нормативы специфических сбросов со сточными водами для горнодобывающей промышленности [11]

Загрязнитель Нормативное значение, мг/л
Грубодисперсные примеси  
pH 6-9
ХПК  
БПК  
Нефтепродукты  
Мышьяк 0,1
Кадмий 0,05
Хром (VI) 0,1
Медь 0,3
Цианид (общее содержание)  
Железо (общее содержание) 2,0
Свинец 0,2
Ртуть 0,002
Никель 0,5
Фенолы 0,5
Цинк 0,5

Качество почвы

В большинстве стран ЕС приняты так называемые голландские списки (Dutch List), которые считаются эталонными нормами, используемыми для оценки степени загрязнения почв и воды, и в соответствии с которыми определяется необходимость санации.

В России в качестве экологического стандарта принята так называемая Предельно допустимая концентрация (ПДК), которая представляет собой предельную концентрацию загрязняющего вещества, не вызывающую отрицательного воздействия на здоровье человека и не ухудшающая условий природопользования и гигиенических условий. Для оценки степени загрязненности почв в России используются критерии, установленные «Методикой определения размеров ущерба от деградации почв и земель» (1994 г.) и "Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (2010)", согласно которой размеры ущерба от загрязнения земель определяются исходя из степени загрязнения земель, площади загрязненных участков и др. Наивысшая степень загрязнения земель (очень сильная) начинается при повышении уровня 5 ПДК по содержанию в ней загрязняющих веществ.

В Таблице 4.4-6 приведены критерии очень сильного загрязнения земель (при превышении которых может применяться наивысшая ставка платежа за загрязнение почв) в соответствии с российскими нормативами, и нормы на санацию земель – в соответствии с «Голландским реестром».

Таблица 4.4-6. Критерии очень сильного загрязнения земель (Россия) и требующего проведения санации (Голландский реестр) содержания загрязняющих веществ в почве

Загрязняющие вещества Критерии очень сильного загрязнения земель (Россия) и требующего проведения санации (Голландский реестр) содержания загрязняющих веществ в почве, мг/кг
Российские нормативы[12] Голландский реестр[13]
Общие нефтяные углеводороды >5000  
Бензол >10  
Толуол >100  
Ксилол >100  

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Цели взаимодействия с общественностью и Плана взаимодействия с заинтересованными сторонами

Целью взаимодействия с общественностью и др. заинтересованными сторонами является своевременное предоставление необходимой и понятной информации о Проекте, предоставление заинтересованным сторонам возможности высказать свою точку зрения, опасения и предложения по поводу Проекта, позволить Компании учесть мнения заинтересованных сторон и принять соответствующие меры. Также целью взаимодействия является установление и поддержка устойчивых и конструктивных связей с заинтересованными сторонами.

Для осуществления данных целей был разработан План взаимодействия с заинтересованными сторонами (ПВЗС).

Цели и структура ПВЗС

План взаимодействия с заинтересованными сторонами преследует следующие цели:

· Описание требований, предъявляемых к консультациям и раскрытию информации национальным законодательством и международными финансовыми организациями;

· Выявление основных заинтересованных сторон Проекта и расстановка их в приоритетном порядке;

· Определение стратегии обмена информацией и консультаций с заинтересованными сторонами;

· Определение процедуры, предоставляющей возможность заинтересованным сторонам выражать свое мнение по поводу реализации Проекта и учета этого мнения Компанией при реализации Проекта, и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: