Оценка риска в СЧМ

Нарушение устойчивости СЧМ обусловлено катастрофами, заложенными в структуре системы.

Катастрофа возникает в виде внезапного ответа системы на плавные накопления внешних и внутренних противоречий в СЧМ.

Описание любой динамической системы включает в себя два класса основных характеристик: внутренние – материальные (энергетические) W и внешние – структурные (информационные) Н.

Динамическая модель с позиции поведения СЧМ в момент возникновения катастрофического скачка при переходе из состояния безопасного x(t) в противоположное состояние может быть представлена в виде

. (40)

Оператор R(W,H,t) характеризует одновременно меру интенсивности и упорядоченности развития системы.

Переход из одного состояния x(t) в другое происходит скачкообразно, путем качественных изменений оператора R(W,H,t) СЧМ, с учетом дестабилизирующего действия параметров внешней и социальной среды.

Материальные и структурные противоречия в СЧМ образуют системное единство и составляют полную группу несовместных событий, поэтому функциональное пространство противоречий, в котором будут возникать катастрофы можно записать в виде [4,12]

, (41)

где R – функциональное пространство состояний системы; - пространство материальных противоречий; - пространство структурных противоречий.

В функциональном пространстве противоречий, переход из одного состояния СЧМ (когда в системе отсутствует катастрофа) в другое, (когда в системе произошла катастрофа), осуществляется скачкообразно.

Как было показано выше, оператор R(W,H,t) описывает переход из одного состояния x(t) в другое , объединяя одновременно как энергетическую – W, так и структурную – Н стороны процесса. Поскольку степень тяжести катастрофы – S = W, а вероятность возникновения катастрофы – P  H, то можно вывести комплексный критерий, характеризующий уровень риска системы «человек – машина» (рис. 9), который представляет собой пересечение двух множеств Р и S:

R=PS, (42)

где R - уровень риска системы “человек-машина”.

Р и с. 9. Поверхность уровня риска СЧМ.

Риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Прежде всего, нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны.

Поэтому управление риском сегодня является одной из cтратегических задач развития человеческого общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: