Выбор смазочного материала и способа смазки производят в зависимости от конструкции смазываемых узлов и условий их работы.
Наибольшее распространение получили масла:
- жидкие минеральные масла;
- пластичные смазки.
Для масла характерно 3 качества: вязкость; температура вспышки; температура застывания.
Вязкостью называют свойство слоев смазки сопротивляться относительному сдвигу. Повышенная вязкость масла увеличивает сопротивление трущихся парах. Понижение вязкости нарушает величину мин. зазора, необходимого для жидкостного трения и вызывает повышенный износ трущейся пары. С повышением температуры вязкость масел резко снижается.
Температура вспышки – это температура, при которой пары масла, нагретого в определенных условиях, вспыхивают при поднесении к пламени.
Температура застывания – температура, при которой масла теряет текучесть.
У нас применяются индустриальные масла общего назначения:
- электроизоляционные масла;
- электроизоляционные жидкости.
Основной показатель смазки:
- температура каплепадения (на ≈ 200С выше рабочей температуры узла трения);
- число пенетрации (характеризует густоту смазки).
Применяемые смазки:- прессолидол (до 600С); - смазка универсальная тугоплавкая УТ2 (60-1200С); - циатим 203 (-500С – 1900С); - циатим 221 и литол (-600С).