Понятие и классификация показателей качества продукции

В 1986 году Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. В 1994 году терминология была уточнена. Стандартизовано следующее определение качества: качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности [17, с. 78].

Для объективной оценки качества продукции её свойства необходимо охарактеризовать количественно и качественно. Качественные характеристики — это, например, соответствие изделия современному направлению моды, дизайну, цвету и т.д.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания и эксплуатации или потребления (например, безотказность работы, трудоемкость, себестоимость, масса, размер изделия и т.п.), называется показателем качества продукции.

Для того чтобы объективно оценить уровень качества, необходимо использовать соответствующую номенклатуру показателей — комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных и другие (рисунок 1.1).

Ни один показатель не может быть единственным для обоснования выводов по результатам оценки. Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом:

— назначения и условий использования продукции;

— анализа требований потребителя;

— задач управления качеством продукции;

— состава и структуры характеризуемых свойств;

— основных требований к показателям качества.

Рисунок 1.1 — Показатели качества

Примечание — Источник: [2, с. 54].

Классификацию показателей качества по количеству характеризуемых ее свойств целесообразно представить в виде схемы (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 — Классификация показателей качества

Примечание — Источник: [2, с. 55].

Единичные показатель — показатель, относящийся только к одному из свойств продукции (вес, мощность и т.п.). Относительный показатель — отношение единичного показателя к показателю базовому, выражается в относительных единицах или процентах(%). Базовый показатель — показатель, принятый за исходную (эталонную) единицу при сравнительных оценках качества. Комплексный показатель — показатель, относящийся к нескольким свойствам продукции, характеризует изделие в целом [1, с. 19]:

Коэффициент готовности = коэффициент безотказности*коэффициент ремонтопригодности ( 1.1 )

Интегральный показатель — комплексный показатель, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта в натуральных единицах от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление, т.е. эффект, приходящийся на рубль затрат. Рост интегрального показателя может обеспечиваться за счет как увеличения полезного эффекта от использования продукции, так и снижения издержек на ее создание и эксплуатацию.

Групповой показатель — показатель, относящийся к определенной группе свойств. Обобщенный показатель — показатель, на основе которого принято решение оценивать ее качество. Обобщенный показатель может быть интегральным или каким-либо комплексным показателем (например, средневзвешенные арифметический или геометрический показатели). Кроме того, решение оценивать качество может быть принято на базе единичного показателя, если он признан главным среди других.

По характеризуемым свойствам применяют следующие группы показателей: назначения; надежности; экономного использования ресурсов, энергии; технологичности; стандартизации и унификации; эргономические; эстетические; экологические; безопасности; транспортабельности; патентно-правовые; сервисные; вторичного использования или утилизации; экономические [1, с. 19]. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Эти показатели являются основными при оценке уровня качества и делятся на группы: классификационные, состава и структуры, социальные (своевременный выход на рынок, социальный адрес и потребительский типаж, соответствие товаров спросу ассортимента, моральное старение и др.), функциональные (производительность, скорость, объем памяти, быстродействие и др.) [1, с. 20]. Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должна быть гармония всех составляющих профессионального влияния на качество.

Планирование процесса управления качеством иконкурентоспособностью продукции

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени. Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества [9, с. 92].

Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности [9, с. 93].

А. Г. Глухов в перечень главных задач планирования повышения качества продукции включает:

— обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;

— достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;

— установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

— совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

— увеличение выпуска сертифицированной продукции;

— улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);

— своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

— обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

— разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;

— увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества [8, с. 57].

Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и так далее и тому подобное [13, с. 154].

Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования. К общим принципам планирования, согласно мнения В. Л. Лунева, относят:

— сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений;

— пропорциональность, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия;

— комплексность (полнота) — взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия;

— детализация — степень глубины планирования;

— точность — степень допусков и отклонений параметров плана;

— простота и ясность — соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана;

— непрерывность — цельность временного пространства планирования;

— эластичность и гибкость — возможность использования резервов и учет альтернатив;

— научность — учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);

— экономичность — эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты [16, с. 104].

К методам планирования, согласно мнения В. Л. Лунева, относят::

— расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;

— экспериментальный (опытный) — проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;

— отчетно-статистический — разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления [16, с. 106].

В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества и конкурентоспособности продукции применяются и специфические виды работ:

— анализ требований потребителей;

— изучение спроса;

— анализ рекламаций;

— учет требований перспективных стандартов и результатов НИР;

— изучение патентной информации;

— учет изменений требований к сертификации продукции;

— осуществление плановых расчетов;

— увязка плановых мероприятий [19, с. 329].

Планирование увязывает планы подразделений предприятия с его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования – это формирование системы планов и показателей оценки их выполнения.

Наиболее часто основу плана повышения качества продукции на предприятии составляют задания по достижению и превышению технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов, увеличению выпуска сертифицированной продукции, улучшению отдельных показателей качества выпускаемой продукции, модернизации или снятию с производства неконкурентоспособной продукции, разработке и реализации конкретных мероприятий по достижению заданного уровня качества и др.

Д. А. Мильгром выделяет следующие самостоятельные направления планирования повышения качества продукции на предприятии:

— внутрифирменное планирование качества продукции;

— планирование внедрения системы управления качеством на предприятии;

— планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции;

— планирование снижения потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака;

— планирование качества продукции в договорах и контрактах [21, с. 45].

В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами определяется политика в области качества, включающая совершенствование управления качеством продукции и его обеспечение. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать:

— улучшение экономического положения предприятия;

— расширение или завоевание новых рынков сбыта;

— достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

— улучшение важнейших показателей качества продукции;

— снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

— увеличение сроков гарантии на продукцию;

— развитие сервиса [21, с. 45].

Качество продовольственных товаров подтверждается наличием соответствующего сертификата, ветеринарным сертификатом, выдаваемым ветеринарной службой, а также санитарным сертификатом, выдаваемым на каждую партию товара [27, с. 309].

Выводы по первой главе.

1. Качество — емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В 1994 стандартизовано следующее определение качества: качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

2. Конкурентоспособность товара (услуги) — его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром при решении потенциальным покупателем своих проблем. Конкурентоспособность может быть оценена только в сравнении конкурентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: