Общественно-политическое развитие

После смерти И.В.Сталина его место заняла группа приближенных ему – Маленков, Молотов, Берия и Хрущев. Уже в конце марта 1953 года новое руководство предпринимает меры по либерализации системы. Была объявлена амнистия для всех заключенных, чей срок не превышал пяти лет, несовершеннолетних и осужденных за экономические, административные и военные правонарушения. Через несколько дней было принято постановление о нарушении законности органами госбезопасности в ходе следствия по крупным политическим делам конца 40-х начала 50-х гг. В июле 1953 года арестован главный организатор репрессий 30-х – 50-х годов Л. Берия. Гулаг был передан из ведения МВД министерству юстиции, политическая полиция стала самостоятельной организацией – Комитетом госбезопасности (КГБ). В 1955 году была объявлена амнистия осужденным за «пособничество фашистам» во время второй мировой войны, сняты с учета и освобождены из-под административного надзора спецпереселенцы. В то же время ограничения по свободе передвижения сохранялись, политические обвинения с немцев и крымских татар не были сняты. Большая часть политзаключенных амнистирована только лишь после 1956 года после знаменитого доклада Н. Хрущева на ХХ съезде КПСС, где впервые было заявлено о существовании культа личности Сталина и массовых репрессиях. Однако либерализация политической системы была лишь частичной. Несмотря на отказ от репрессивных методов, административно-командный принцип управления сохранился и продолжал развиваться. Республики, в том числе Казахстан, продолжали оставаться под непосредственным контролем Москвы, которая назначала и смещала руководителей республики по-своему усмотрению. Так, в феврале 1954 года на VІІ съезде компартии Казахстан по решению Кремля Ж.Шаяхметов был заменен П.Пономаренко. Тогда же секретарем ЦК КП Казахстана стал Л.Брежнев, возглавивший республику в 1955-1956 гг.

В феврале 1957 года реабилитированы чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы и калмыки, им было разрешено вернуться на родину. Началась реабилитация жертв политических репрессий, однако она носила выборочный характер и не была завершена. В 1958 году был принят новый Уголовный кодекс, отменявший понятие «враг народа», было запрещено прибегать к угрозам и насилию во время следствия, узаконена презумпция невиновности.

Важнейшими внутриполитическими событиями «хрущевского периода» советской истории были ХХ и ХХІІ съезды КПСС*, июньский (1957 г.)** и октябрьский (1964 г.)*** пленумы ЦК партии.

В 1957 году Н.Хрущевым был выдвинут лозунг «Догнать и перегнать Америку!», нацеленный на быстрый рост производства сельскохозяйственной продукции. Однако преобладание внеэкономических, административных методов управления экономикой привело к серьезному экономическому и социальному кризису в конце 50-х – начале 60-х гг. Ряд непродуманных реформ в области управления экономикой привел к новому нарастанию продовольственных проблем и взрыву недовольства населения.

В августе 1959 года социально – экономический кризис привел к массовым беспорядкам в Темиртау – одном из быстро растущих индустриальных центров Казахстана. Бытовая неустроенность, недостаточное обеспечение продовольствием и питьевой водой привели к стихийным выступлениям рабочих, перешедшим в трехдневные волнения, подавленные лишь с помощью войск, многие активные участники темиртауских событий были осуждены.

Несмотря на тяжелую социальную и экономическую обстановку в 1959 году был принят семилетний план (1959-1965 гг), по которому Советский Союз должен был выйти на первое место в мире по объему производства к 1965 году. Объявлялось, что строительство социализма в стране завершено и долгожданный коммунизм наступит в начале 80-х годов. Крутой поворот претерпела и национальная политика. В целях создания новой общности – «советского народа» - началось поощрение властями процесса русификации, сопровождавшегося закрытием национальных школ, сокращением сфер применения национальных языков и шовинистической пропагандой. Была выдвинута задача слияния всех этносов СССР и ликвидации национальных республик к началу 80-х годов. Без учета интересов республик стали меняться их границы. Так, в 1962 году Узбекистану были переданы три хлопкосеющих района Южного Казахстана.

В 1961 году руководителем Казахстана стал Д.А.Кунаев, работающий до этого Председателем Совета Министров республики и бессменно руководивший Казахстаном четверть века. В 1962 году Хрущев предложил партийную реформу, изменявшую структуру партии и делящую ее на две организации – промышленную и сельскохозяйственную. Роль партии сводилось только к управлению экономикой, что вызвало недовольство верхушки партии и региональных функционеров. В обстановке секретности был подготовлен государственный переворот и в 1964 году Н. Хрущев отстранен от власти. Первым секретарем ЦК стал Л. Брежнев, а главой правительства – А.Косыгин.

Хрущёвское десятилетие в Казахстане (1953-1964 гг.). Целина (1954-1956 гг.) – мифы и реалии. После смерти Сталина началась ожесточённая борьба за власть. С марта 1953 г. Страной начали править Хрущёв, Маленков и Берия, последний был арестован на Заседании Президиума Совета Министров СССР 26 июня и вскоре расстрелян. С этого момента формальным лидером стал Г. Маленков, но после осуждения ЦК партии «фракционной деятельности и антипартийной группы» В. Молотова, Л.Кагановича и Г. Маленкова новым руководителем государства стал Н. Хрущёв. Период правления Хрущева отличался ярко выраженной реформаторской политикой. Начинали с аграрного сектора. Именно здесь концентрировались болевые точки народного хозяйства. Продолжала существовать хлебная проблема, выводящая страну на грань продовольственного коллапса. Производство зерна не успевало за потребностями государства. К 1950 г. Население страны увеличилось на 20 млн. человек, в том числе 40 млн. городского населения. Это объясняется массовым бегством из «деревни». Ситуация настойчиво требовало изменений в сельскохозяйственном секторе. В марте 1953 г. Органы Совета Министров СССР начали разработку новой концепции. Её основные положения были изложены в докладе Г. Маленкова на августовской сессии Верховного Совета. На сентябрьском пленуме 1953 г. ЦК КПСС идеи трансформации аграрной политики были закреплены в виде директивных установок. В соответствии с ними предусматривалось резкое увеличение инвестиций в сельскохозяйственное производство. Наряду с увеличением капиталовложений предусматривалось и снижение налогов, а также и повышение закупочных и заготовительных цен. На начальном этапе в рамках нового курса были предприняты отдельные меры по послаблению государственной практики в отношении крестьянских хозяйственных подворий. В частности с крестьянских хозяйств была снята задолженность прошлых лет по обязательным поставкам продуктов животноводства государству, снижена сумма налога (по сравнению к 1952 г. В 1954 г. налоги были сокращены в 2.5 раза). Объёмы капиталовложений в сельское хозяйство средней Азии и Казахстана тоже были увеличены. В частности, в 1953-1958 гг. объёмы капиталовложений выросли в 4 раза. Если в 1953 г. в сельскохозяйственное производство было вложено 97.2, то в 1964 г. – 814.1 млн. рублей. В сельское хозяйство Узбекистана за этот же период было вложено около 3.2 млрд. рублей. Расширение инвестиционных потоков в аграрный сектор создало предпосылки для бурного роста его материально-технической базы. С 1958 г. в связи с реорганизацией МТС их техника стала продаваться колхозам. Произошло стремительное увеличение энергетических мощностей сельского хозяйства Казахстана. Возросло количество тракторов, комбайнов, грузовых автомобилей. То же самое наблюдалось и в сельском хозяйстве других среднеазиатских стран. Поворот «лицом к деревне» дал ощутимые результаты, причём, неожиданно быстро. За период 1954-1958 г. прирост валовой продукции составил 35.3%. Советская экономическая наука заговорила о «золотой пятилетке», о том, что благодаря «мудрости партийно-государственного руководства» сельское хозяйство страны доказало свою способность к интенсификации производства. Тем не менее, интенсификация не была оправданной. Конечная продукция хозяйства в своих средних годовых показателях составила в стране в 1951-1955 гг. 50 млрд. долларов, в 1961-1965 гг. – 79.5 млрд. В то время как в США эти показателя равнялись 118 и 137.5 соответственно. Уровень производительности труда в это же время был гораздо ниже. Например: по сравнению с США – в 12.3 раза, с ФРГ – в 3.9 раза, Франции – 3.6, в Великобритании – в 7 раз. При этом СССР обгонял эти страны по темпам наращивания техники. В 1951-1955 и в 1961- 1965 гг. в СССР в сельском хозяйстве было занято 32 млн. человек, а в США – 6 и 4.4, ФРГ – 4.8 и 3.2, Великобритании – 1.2 и 0.9 млн. человек. Данные цифры говорят о том, что прогресс в сельском хозяйстве СССР происходил за счёт количественных, а не качественных изменений. Т.е. Экстенсивный механизм продолжал существовать и, более того, набирал всё большие обороты. Но даже такой рост сельского хозяйства не может сравниться с валовой продукцией подсобных хозяйств. В 1958 г. в этом секторе было сконцентрировано 42.6% всего крупного рогатого скота, 23.7 поголовья свиней, 17% поголовья овец, 47.5% поголовья коз. Ещё более высокие соотношения были в овощеводстве и садоводстве. Тем не менее, и в рассматриваемые годы Хрущёв придерживался генеральной линии партии на выкорчёвывание любого проявления частной собственности, тотальное обобществление сельского хозяйства. Как полагают многие специалисты, свою эффективность аграрные реформы сохраняли до 1957-1958 гг. Далее начинался очередной спад. Методология экстенсификации оказывало пагубное влияние и на развитие промышленности. Государство строило всё большее число промышленных комплексов, которые в свою очередь требовали всё больших затрат. Т.е. экстенсивная политика сама себя и погубила. Целина: В 50-х годах страна испытывала глубокий продовольственный кризис. Здесь было два выхода: перейти к рыночным отношениям или продолжать использовать экстенсивный метод производства. Т.е. руководство страны решило резко увеличить площади посевов зерновых культур. Для этого требовалось лишь собрать основную технику за Уралом (Казахстан). Роль целины можно воспринимать как реанимирующее средство для Системы. Но некоторые специалисты считают, что у Хрущёва не было выхода из данной ситуации. Топик о Целине Но выход был – можно было увеличить урожайность районов всего на 1 центнер с га и результат был бы таким же как и при целине. Для такого решения не нужно было использование достижений химии – удобрений. Достаточно было усовершенствовать техническую базу – например, выстроить снегозадержание. Но было принято решение о проведении целины. Наиболее масштабные распашки предполагалось провести на севере Казахстана. С этого времени Казахстан воспринимался как символ целины. В ноябре 1953 г. был принят план, по которому в течение 1954-1957 гг. посевные площади в Казахстане будут увеличены на 2.5 млн. га. Но после руководство планировало провести более масштабные распашки и не за 4 года, а за 1-2. Поэтому с поста первого секретаря Компартии Казахстана был снят Шаяхметов и был назначен Пономаренко, вторым секретарём был назначен Брежнев. Для нынешнего Казахстана целина имеет большое значение, вместе с целиной Казахстан начал входить в зерновой пояс Земли, куда входят немногие страны мира, которые диктуют мировую конъюнктуру рынка зерна. Распашка новых земель позволила преодолеть продовольственный кризис и начать экспорт качественной пшеницы. Так было экспортировано около 14 млн. тонн зерна. Но есть и другие аспекты, по которым можно судить о целине – экологический и экономический и социальный. Уже в первые годы целины началось выдувание почвы в больших количествах. К 1960 г. а Казахстане было повреждено 9 млн. га почвы. За период освоения целины в Казахстане был потерян 1 млрд. гумуса, что составляло треть первоначального запаса страны. Гигантские распашки повлекли за собой и глобальную засушливость. Так из 25 лет после целины 23 года были засушливыми. Что касается экономического аспекта, то он тоже был неадекватен. Для посева 1 га земли требовалось 1-2 центнера зерна, а урожайность в среднем составляла 6-7 центнеров с га, то уже можно судить о небольшой прибыльности. Ещё нужно учесть и трудовые ресурсы затраченные на производство зерна. Ежегодно в целинные районы приезжало сотни тысяч людей, иногда эта цифра достигала 1 млн. Всё это сказалось на рентабельности себестоимости зерна. Огромны были и энергетические затраты. Располагая большим сельскохозяйственным потенциалом, страна всё же была одним из крупнейших импортёров. За 10 лет страна выкупила 308 млн. тонн зерна. Итак, целина как экстенсивный «манёвр» не оправдала себя, а выход на вынужденную интенсификацию был заблокирован. В результате целины в Казахстане сформировалась широкая социокультурная зона. Но это имело отрицательную сторону для стран-доноров рабочей силы. Эти страны превращались в трудонедостаточные районы. Подвергся угрозе и местный этнос – его удельный вес составил 30%, это могло повлиять на языковую сторону, положение ухудшало и то, что 700 школ были переведены с казахского языка обучения на русский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: