1 — американский советолог Владимир Тремл для 1970–1980; 2 — средняя оценка данных Госкомстата РФ, В.Тремла и А.Немцова для 1980–1994; 3 — А.Немцов для 1998–1999; 4 — Госкомстат РФ: регистрируемое потребление алкоголя; 5 — начало антиалкогольной кампании, 6 — начало рыночных реформ.
С 1960 г. расчёты самогоноварения и общего потребления алкоголя сначала в СССР, а позже в России производил американский советолог Владимир Тремл, который показал, что истинное среднедушевое потребление в России в 1970 г. было очень высоким и составляло 12 литров, а через десять лет выросло ещё на 2 литра.
С 1980 г. расчёты самогоноварения и общего потребления алкоголя в условиях секретности начал делать Госкомстат РСФСР, а с 1981 г. — доктор медицинских наук, психиатр Александр Немцов. Данные Госкомстата были рассекречены в 1989 г. Независимость получения этих трёх оценок и близость их значений — единственный способ проверки правильности определения уровня реального потребления алкоголя в России. Сходство трёх оценок позволяет вычислить средний уровень потребления алкоголя в России в 1980 — 1994 гг. Накануне антиалкогольной кампании он составлял 14,2 литра среднедушевого потребления алкоголя, из которых 3,8 литра или 26 % приходилось на самогон.
|
|
14,2 литра чистого алкоголя на человека в год — много это или мало, в первую очередь для мужчин? 14,2 литра алкоголя соответствуют 35,5 литрам водки (14,2 х 2,5 = 35,5) или 71 полулитровой бутылке в среднем на каждого человека в стране.
Но в 1984 г. соотношение мужчин и женщин составляло 1:1,15. Особенно важно, как было показано ранее, что российские мужчины выпивают 4/5 общего количества спиртного. Из этого следует, что на одного мужчину в среднем проходилось 130 бутылок водки (142 х 0,8 х 1,15) в год. Будем считать, что главные потребители алкоголя — это мужчины в возрасте от 15 до 65 лет. Они составляли 67,6 % популяции мужчин. А это значит, что на одного взрослого мужчину приходилось 190 бутылок водки в год.
При этом не следует забывать, что в России всё-таки есть мужчины, которые вообще не пьют или пьют мало (немногим более 20 % выпивали 1 раз в месяц или реже). С этой поправкой получается, что 80 % взрослых мужчин в среднем выпивают в год более 200 полулитровых бутылок водки в среднем, т. е. более чем 1 бутылка в два дня. При этом, конечно, не стоит забывать, что кто-то из 80 % выпивал 1 бутылку в неделю, а другой — 2 бутылки в день. Но даже при этом получается, что подавляющее большинство российских мужчин можно считать пьяницами.
Потребление алкоголя в России в первой половине 1980-х гг. было в 2-3 раза выше, чем в других странах. Например, в 1984 г. в Швеции, Финляндии и Великобритании потребление алкоголя составляло соответственно 5,2; 6,6 и 7,2, а в США — 8,6 литров среднедушевого потребления. Ясно, что алкоголизация населения России перед началом антиалкогольной кампании была очень высокой (14,2 литра).
|
|
Но это не должно было стать поводом для резкого директивного принудительного снижения потребления алкоголя без активной разъяснительной кампании. Нужна была не экстремистская кампания «шоковой терапии», а разумная государственная антиалкогольная политика, прежде всего в области пропаганды трезвости и антирекламы алкоголя во всех СМИ и других общественных институтах, с постепенным снижением производимого и потребляемого алкоголя — с перспективой доведения его производства до нуля. Это вопрос и в наше время не потерял актуальность. В такой разумной государственной политике наше общество нуждается и сегодня.
Даже несмотря на провокацию, за первые полтора года антиалкогольной кампании (1985 и 1986 гг.) регистрируемая продажа снизилась на 51 %, а реальное потребление на 27 % за счёт резкого увеличения самогоноварения, которое продолжало расти и тем самым компенсировать дефицит государственной продажи. В 1991 г. потребление алкоголя приблизилось к исходному уровню, главным образом за счёт подпольного производства спиртных напитков, которые в то время составляли более половины общего потребления.
Новый и особенно бурный рост начался вместе с рыночными реформами (со 2 января 1992 г.). Эти реформы сопровождались не только либерализацией цен и продажи алкогольных напитков: в общем потоке либерализации правительство Е.Гайдара временно отменило государственную монополию на производство и торговлю спиртным. На алкогольном рынке появились не облагаемые акцизами, а значит очень дешёвые фальсификаты. Часть из них изготавливалась на основе низкокачественных технических спиртов, токсичность которых была много больше по сравнению с самогоном.