Теория вопроса

1. Барыгин И.Н. Регионоведение: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 399 с. С.166 - 185.

Под региональной политикой понимается разновидность международной, государственной и внутригосударственной деятельности политических субъектов по созданию и перераспределению экономических, социальных и других ресурсов между регионами ради заданных целей.

Региональная политика предполагает определение трех основных элементов субъекта, объекта, направленности - и может быть локальной, внутри- и межрегиональной.

В России региональная политика связана с изменением сложившихся пропорций и тенденций в распределении социально-экономической деятельности, благосостояния и ресурсов между регионами. И должна строиться, реально базируясь на принципах федерализма, обеспечивающего:

1. сочетание интересов Федерации, ее субъектов и территорий местного самоуправления; согласования приоритетов хозяйственной, финансовой, социальной, культурной, этнополитической и научно-технической политики;

2. Социально-экономической самостоятельности субъектов Федерации;

3. Развития форм местного самоуправления;

4. Демократизации и децентрализации системы управления;

5. Триединства уровней управления (федерального, регионального и местного);

6. Постепенного уравнивания фактических прав субъектов Федерации;

7. Становления в полном объеме национально-культурной автономии.

Региональная политика имеет внутреннюю структуру:

Региональная экономическая политика, сущность которой состоит в необходимости устранения резких региональных экономических диспропорций, а в некоторых случаях – и в достижении экономического равновесия;

Другие виды региональной политики, среди которых следует выделять социальную, культурную, военную, экологическую и прочие, существенными сторонами которых является необходимость устранения резких региональных диспропорций, а в некоторых случаях - и достижение регионального равновесия, при условии взаимодополняющего развития сфер.

Основное направление в отношении территорий – проведение в жизнь принципа регионально самодостаточности.

Концепции региональной политики:

Модель «реструктуризации регионов», главенствующей на Западе на протяжении 1980-х годов. Ее характерные черты: ориентация на экономические основания (например, усиление конкурентоспособности регионов в новом международном разделении труда); максимальное использование внутреннего потенциала каждого региона; развитие «инновационной» инфраструктуры, подготовка квалифицированного персонала, поддержка среднего и малого бизнеса.

В начале 1990-х годов появились признаки формирования новой модели региональной политики – «регионального саморазвития», ориентированной на более полный учет интересов региональных обществ.

2. Медведев Н.П. Политическая регионалистика. – М.: Альфа-М, 2005. С.67-81.

Система федеративных отношений находится в состоянии постоянной трансформации, В этом контексте вполне закономерно проведение федеративной реформы Президентом России В. Путиным, направленной на повышение эффективности всей системы государственного управления. В рамках этой реформы региональные проблемы становятся наиболее важными.

Такой подход к региональной политике укоренился в советский и постсоветский периоды и обусловлен существованием статусной асимметрии субъектов Федерации: даже в Конституции России субъекты Федерации перечисляются не в алфавитной последовательности, а в иерархической, точнее, в порядке их «статусной значимости для России — сначала республики, затем — края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Из этой формально-конституционной иерархии делают многозначительные выводы, а именно: политика федерального центра в отношении республик должна быть особой, поскольку в соответствии с Конституцией России — это не просто национально- государственные образования, а государства.

Таким образом, государственная региональная политика в отношении республик получила особый статус, что нередко становится основанием для привилегированного бюджетного финансирования некоторых из них. При этом многие финансово-экономические вливания осуществляются федеральным центром не по общепринятым правилам, например до недавних пор существовавшие особые бюджетные и налоговые льготы ддя Татарстана, Башкортостана, Якутии и ряда других республик. Некоторые специалисты считают, что такой асимметричный подход к региональной политике помогает федеральному центру смягчать сепаратистские настроения национальных региональных элит.

По мнению других специалистов, для успешного развития федеративных отношений федеральному центру необходимо отказаться от стереотипов и прежних конструкций в проведении региональной политики.

Нередко в региональной политике, проводимой в отношении субъектов Федерации, выделяют ее социально-экономические аспекты, связанные с финансово-экономическими, бюджетными и социальными различиями и особенностями субъектов, которые определяют социально-экономическую типологизацию субъектов как регионов России. Эта типологизация регионов — достаточно общая. Нужно отметить большое разнообразие и неоднозначность подходов при дифференциации регионов. Так, многие авторы пытаются увязать экономические интересы субъектов (конечно, прежде всего, региональной политической элиты) с их политическими предпочтениями во взаимоотношениях с федеральным центром.

В рамках этой классификации существует несколько подходов. Один из них заключается в том, что по своим бюджетным возможностям субъекты Федерации делятся на регионы-доноры и регионы-реципиенты.

В основу другой классификации положены разные ресурсные возможности регионов России. В соответствии с ней все российские регионы делятся на регионы с достаточными ресурсными возможностями и регионы депрессивные (кризисные).

Первую группу стратегически перспективных регионов делят на четыре подгруппы: 1) регионы с развитой добывающей промышленностью, 2) торгово-промышленные регионы, 3) промышленно-развитые регионы, 4) аграрные и агропромышленные регионы. В основу такой классификации положен принцип увязывания экономического потенциала, ресурсов регионов с их интересами.

Депрессивные (кризисные) регионы — это особая квалификационная характеристика регионов в первую очередь с бедными ресурсными возможностями. В эту группу входят республики Северного Кавказа — Адыгея, Кабардино-Балкария, Дагестан, Ингушетия, и др. У них низкий экономический потенциал, а перспективы их развития проблематичны. В этих регионах, представленных главным образом республиками, на депрессивную экономику накладывается этнический фактор. Здесь за период экономических и политических реформ региональные элиты сформировали жесткую модель государственного управления и полностью контролируют экономику. В последние годы для депрессивных регионов при всем различии предпочтений и ориентиров политических региональных элит характерно широкое использование административных ресурсов в ходе выборов всех уровней власти.

В рамках социально-экономической типологизации есть и другие подходы. Так, некоторые авторы делят все регионы на бедные (проблемные) и богатые. В свою очередь бедные регионы подразделяются на отсталые (традиционно отсталые) и депрессивные, а богатые условно делятся на две большие группы — традиционно развитые и ресурсные (программно развивающиеся). Отсталыми именуются те территории, которые на протяжении значительного периода (десятилетиями) находились на низком уровне социального и экономического развития. Основными критериями отнесения той или иной территории к категории отсталой является низкий уровень производства товаров и услуг на душу населения, реальные душевые доходы, неразвитость социальной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, крайне плохое состояние научно-технического и кадрового потенциала.

3. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С.80 - 101.

Региональная политика – одно из важнейших направлений внутренней политики государства, наряду с экономической политикой, социальной политикой, национальной политикой и др. Региональная политика представляет собой систему мер, с помощью которых происходит регулирование отношений между центральными властями (государством в целом) и территориями (регионами).

В англоязычной литературе понятию «региональная политика» в его более распространенном варианте лучше соответствует понятие «regional policy», поскольку речь идет о политике, как о мерах, действиях определенных политических акторов. В то же время необходимо использование понятия «regional politics», с помощью которого можно обозначать всю сложную систему политических действий, имеющих региональный эффект.

Под региональной политикой обычно понимается государственная региональная политика, т.е. деятельность общенациональных властных структур. При таком подходе собственно политика понимается в узком смысле, а именно как государственное управление.

В широком понимании региональная политика представляет систему управленческих решений любых политических структур общенационального уровня. В то же время региональное содержание есть практически в любой общегосударственной политике.

Квинтэссенцией региональной политики является региональная стратегия государства. Региональная стратегия – это система наиболее значимых целей и решений государства. Позволяющих обеспечить баланс отношений центр – регионы» на обозримую перспективу, стимулировать развитие на всех уровнях территориально-политической иерархии и снизить конфликтность как по вертикали (между центром и регионами), так и по горизонтали (межу территориальными элементами).

Политическое содержание региональной политики определяется по нескольким направлениям: сохранение территориально-политической системы. Это – главный императив региональной политики. Его можно условно назвать геополитическим императивом. Кроме этого

2. Контроль и баланс (найти модель, которая обеспечивала бы преобладание центростремительных сил).

3. Амплитуда неоднородности. Конечная цель – выравнивание, а точнее – сглаживание межрегиональных отличий.

Региональная политика всегда зависит от особенностей региональной структуры: культурно- исторических особенностей государства; его физической географии и природных условий; экономического состояния и его динамики; внешних геополитических вызовов.

Подходы в региональной политике:

1. Адресный, или селективный, или индивидуальный, подход. Предполагает акцент на развитии (или подавлении) конкретных территорий.

2. Комплексный подход. Центр создает механизмы и структуры общенационального уровня и характера, учитывая при этом региональные интересы и особенности регионализации.

3. Автономный подход. Наделение регионов определенной автономией, которая дает им возможности для самостоятельного развития рамках предоставленных им полномочий.

4. Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. Уч. пособ. – М.: РОССПЭН, 2006. – 280 с. С.14-15.

Региональная политика – сознательная деятельность, направленная на оптимизацию размещения экономической деятельности по территории… Если в странах Европейского Союза региональная политика – это деятельность именно экономического характера, то российские исследователи, как правило, используют этот термин по-другому, вкладывая в него следующее содержание: «политика в отношении регионов», или «региональное измерение политического процесса».

В отличие от региональной экономической политики региональная политика находит выражение в двух различных формах. Во-первых, ее содержанием может являться борьба внутрирегиональных политических акторов относительно стратегии развития региона. Во-вторых, региональная политика может принимать форму общерегионального политического движения, направленного вовне, на некое внешнее для региона сообщество – другой регион, национальное правительство, внешнюю экономическую силу. В дано случае под региональной политикой понимаются проявления политического регионализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: