Разбор кейса

1. 16 октября 2008 года в интервью новостному порталу «161.ru» Виктор Дерябкин, председатель Законодательного собрания Ростовской области высказал собственное мнение о политической ситуации в Ростовской области.

Согласны ли Вы с мнением эксперта? Какие уровни взаимодействия в регионе он не затрагивал? Выскажите собственное мнение о состоянии политического поля региона.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«…Многопартийность, как и все наше общество, подчиняются сегодня конкурентной логике – востребованные партии пополняются и развиваются, нежизнеспособные покидают политическую арену. Стадию однопартийной политики мы уже пережили. Причем существовала не столько одна партия, сколько единомыслие. Его при желании можно достигнуть и при наличии множества партий. Думаю, что оптимальное число конкурирующих между собою партий в России – две, максимум – три, но это должно сложиться исторически, а не искусственно, под давлением с любой стороны. Рано или поздно так и будет.

… А по поводу Законодательного собрания, в котором 45 единороссов и пять коммунистов, скажу следующее: единомыслия и автоматического поднятия рук у нас нет и не было. Причем не только на сессиях, но и на комитетах, на заседаниях фракции. Все вопросы обсуждаются очень бурно, ведь депутаты представляют разные территории и слои общества, имеют различные профессии и представления.

Кроме того, над каждым нашим документом работают юристы, экономисты, прокуратура, администрация области, Контрольно-счетная палата, администрации муниципальных образований и так далее. Имеющие особое социальное значение законопроекты мы выносим на широкое обсуждение общественности. Как же при такой предварительной работе можно принять невзвешенное и непроработанное решение? Мы стараемся быть профессионалами, что подтверждают результаты нашей работы…

В идеале демократия предполагает выборность во все эшелоны власти… Сегодня нечто подобное возможно только при выборах на муниципальном уровне, где избиратели хорошо знают лично своих кандидатов. И даже в этом случае мы не застрахованы от ошибок, которые могут привести к кризису. Возьмите свежий пример Новошахтинской городской думы. Депутаты пренебрегли доверием, которое им оказало население, оставили город без бюджета, ввергли в коллапс всю бюджетную сферу ради удовлетворения политических амбиций. Нам ничего не оставалось делать, как принять решение о роспуске недееспособной думы и новых выборах. Представьте, если подобное произойдет в масштабах одного или нескольких регионов! Поэтому и введена вертикаль власти.

В Ростовской области, я в этом уверен, и прямые губернаторские выборы не изменили бы персоналию руководителя области. Владимир Федорович Чуб и назначался, и избирался на различных видах выборов, что свидетельствует о высокой степени доверия к нему и уважения со стороны региональных политических элит, населения области и руководства страны. Поэтому для него по большому счету нет разницы избираться или назначаться. Он имел полное моральное право поддержать подобную инициативу. В других регионах ситуация обстоит иначе, поэтому в масштабах всей страны возвращаться к прямой системе выборов, мне кажется, рано.

… Ситуация с выборами мэров столь же непроста. И в настоящий момент я склоняюсь к тому, что градоначальники столичных и регионоформирующих городов должны назначаться. Опять же на период набора избирателем политического опыта и становления демократии…»

Проведите мониторинг политических сил в Ростовском регионе на данном этапе. Определите место и роль представительных и законодательных органов власти, региональных отделений политических партий, общественных организаций, НКО, и т.п.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В октябре 2005 года рейтинговый консорциум "Эксперт РА - АК&M" пересмотрел присвоенный Ростовской области в сентябре 2004 года кредитный рейтинг. Прогноз рейтинга повышен. Новая оценка по национальной шкале - "А+" с позитивными перспективами. (Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» // http://www.raexpert.ru/ratings/regioncredit/rostov/)

«Рейтинг "А+" с позитивными перспективами означает, что Ростовская область относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Администрацией Ростовской области низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств сравнительно низок. В течение срока действия рейтинга можно ожидать улучшения параметров кредитоспособности региона.

Высокий рейтинг Ростовской области определяется высоким экономическим потенциалом и развитой транспортной инфраструктурой, позитивной динамикой ключевых индикаторов, высоким инвестиционным потенциалом, низким уровнем долговой нагрузки, профицитным исполнением бюджета, высоким качеством управления финансами, хорошей кредитной историей, информационной открытостью.

В качестве факторов риска, сдерживающих рейтинговую оценку Ростовской области, можно отметить: невысокое значение ВРП на душу населения, зависимость от федерального бюджета, высокую долю сельхозпроизводства, невысокий уровень диверсификации налоговой базы.

Ростовская область обладает значительным экономическим потенциалом, определяемым благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом, выгодным географическим положением, развитым финансовым и страховым секторами, мощной транспортной инфраструктурой, наличием квалифицированного научно-технического персонала.

Экономика Ростовской области характеризуется достаточно высокой диверсификацией. В ней представлены промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание. В промышленности наибольший удельный вес имеют машиностроение, пищевая промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика.

Выгодное географическое положение, наличие железнодорожных и автомобильных магистралей федерального значения, международного аэропорта и выхода к морю, морских и речных портов определяет важное конкурентное преимущество области как коридора, связывающего центр России с южными направлениями. По плотности автомобильных дорог Ростовская область опережает общероссийский показатель, что является свидетельством развитости транспортной инфраструктуры региона.

Основные макроэкономические и бюджетные показатели Ростовской области демонстрируют позитивную динамику. Причем по сравнению с 2003 годом наблюдается существенное увеличение темпов роста ключевых индикаторов. Объем ВРП в 2004 году увеличился на 12.1% (против 4% в 2003 году), а объем промышленного производства - на 17.1% (против 4.1% в 2003 году). Темпы роста заметно выше, чем по стране в целом. Суммарные доходы областного бюджета в 2004 году увеличились по сравнению с предыдущим годом на 27.2% (в 2003 году - на 19.5%).

Ростовская область характеризуется высоким инвестиционным потенциалом и благоприятным предпринимательским климатом, что в частности находит отражение в позитивной динамике иностранных инвестиций, сопровождающейся ростом их доли в общероссийском объеме. Объем иностранных инвестиций в Ростовской области в 2004 году составил $263 млн., что на 16.7% больше, чем в предыдущем году. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП по итогам 2004 года составляет 18.8% (по РФ в ВВП - 16.2%).

Региональные власти уделяют значительное внимание повышению привлекательности области для инвесторов. Принят ряд законодательных актов, стимулирующих инвестиционную активность.

Бюджетный процесс Ростовской области ориентирован на сбалансированность текущих бюджетных обязательств с доходными источниками без привлечения кредитных ресурсов для текущих нужд, своевременное и качественное принятие и исполнение бюджетов, минимизацию количества вносимых в них изменений.

Одной из важных отличительных особенностей Ростовской области является низкий уровень долговой нагрузки, что существенно снижает кредитный риск и создает благоприятные условия привлечения заемных средств. Причем уровень долговой нагрузки демонстрирует тенденцию к снижению. Государственный долг Ростовской области по состоянию на 1 января 2005 года составил 1.443 млрд. руб., что на 18.3% меньше, чем на 1 января 2004 года. По итогам 2004 года объем государственного долга по отношению к объему собственных доходов бюджета составил 8.1%, что на 7.3 процентных пункта ниже, чем в 2003 году. Данный показатель существенно ниже, чем по России в целом. Ростовская область занимает 13 место среди субъектов РФ по отношению государственного долга к объему собственных доходов и второе место в Южном федеральном округе.

При этом значительная часть долга (64.1% по данным на 1 января 2005 года) приходится на государственные гарантии. Валютной составляющей долга нет, что определяет независимость бюджета от валютных рисков.

В контексте анализа кредитных рисков нельзя не отметить хорошую кредитную историю Ростовской области. Проведенный анализ не выявил фактов отказа от исполнения финансовых обязательств, или несвоевременных выплат по государственному долгу. В настоящее время в структуре задолженности Ростовской области отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность.

Ростовскую область можно охарактеризовать как информационно-открытую. Информация обо всех аспектах развития региона и деятельности администрации хорошо представлена на интернет-сайте Ростовской области и широко освещается в СМИ. Бюджетный процесс характеризуется прозрачностью и открытостью. Все это свидетельствует о желании региональных властей вести открытый диалог с инвесторами, способствует формированию благоприятного предпринимательского климата и снижает кредитные риски.

Несмотря на наличие большого числа факторов, свидетельствующих в пользу высокого кредитного рейтинга, существуют факторы риска, ограничивающие рейтинговую оценку. Среди них одним из наиболее существенных является зависимость от федерального бюджета. Доля дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в доходах областного бюджета Ростовской области в 2004 году составила 20.5%. При этом доля собственных доходов областного бюджета (все доходы за вычетом финансовой помощи бюджетов других уровней) составила 66.8%. В то же время в качестве фактора, уменьшающего данный риск, следует отметить позитивную динамику доли собственных доходов в общем объеме доходов. В 2004 году она выросла по сравнению с предыдущим годом на 12.2 процентных пункта.

Мощный экономический потенциал области пока не реализован. Ряд макроэкономических показателей ниже среднероссийского уровня. В 2004 году ВРП на душу населения составил 53.8 тыс. руб. в то время как по РФ этот показатель составил 115.6 тыс. руб. Отстают от среднероссийских и доходы населения. Среднедушевые денежные доходы населения области в 2004 году составили 4944.9 руб. в месяц. По объему денежных доходов регион занимает первое место в Южном федеральном округе, однако они ниже, чем среднедушевые доходы в России. Но в то же время отношение денежных доходов к прожиточному минимуму в Ростовской области выше общероссийского уровня. В Ростовской области по итогам 2004 года денежные доходы населения превышали прожиточный минимум в 2.7 раз, а по России в целом в 2.6 раза.

В качестве фактора риска выступает высокая доля сельскохозяйственного производства в экономике области, что определяет зависимость от деятельности АПК, а следовательно, влияет на устойчивость поступления налогов от природно-климатических факторов. Основное значение в структуре аграрного сектора имеет зерновое хозяйство, под которым занято около половины посевных площадей. Вкупе с фактором урожайности зерновая продукция в наибольшей степени подвержена влиянию конъюнктурных колебаний.

Уровень диверсификации налоговой базы Ростовской области недостаточный. В суммарном объеме налоговых поступлений в бюджетную систему РФ (без учета налога на доходы физических лиц и единого социального налога) на долю 20 крупнейших налогоплательщиков, находящихся на территории области, приходится 39% налоговых поступлений, в том числе в консолидированный бюджет области - 33%.

Проведите анализ экономико-социального и политического положения Ростовской области на современном этапе. Проведите сравнительный анализ с указанными данными. Как изменилось положение региона в рейтинге? Какие обстоятельства оказали значительное влияние на данные изменения?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: