как он выглядит и как он ходит — все это есть поведенческие
особенности, выработанные в ответ на погребенные чувства.
Ничто, кроме воссоединения расщепленного сознания, не
может остановить нарастание хронического невротического
напряжения. Другие виды деятельности на какие-то моменты
облегчают напряжение, но не разрешают его. По моему глубо-
кому убеждению, не существует врожденного напряжения, так-
же как и врожденной тревожности, так называемого тревож-
ного фона. Есть только варианты развития личности, обуслов-
ленные ранними невротизирующими условиями жизни. Невро-
тик фактически воплощает собой напряжение, независимо от
того, сознает он этот факт или нет.
Невроз не является синонимом понятия защиты. Невроз —
это более широкое понятие, указывающее на то, каким обра-
зом способы защиты связаны между собой; типы неврозов это
всего лишь индивидуальные сочетания систем личностной за-
щиты. Так как невротик может использовать все виды защиты
в своей повседневной жизни, то чистых типов неврозов не бы-
вает и не может быть. Обычно невротик вырабатывает свой
стиль поведения (например, проявляет склонность к излишне-
му умствованию), что мы можем, ради удобства, назвать типом
невроза. По большей части, потребности и чувства человека суть
одно и то же. Сложности начинаются в том, как именно мы за-
щищаемся от этих чувств и потребностей. Однако нет никакой
необходимости разбираться в осложнениях, если есть возмож-
ность заняться основополагающей причиной.
Итак, пока имеет место первичная боль, невротик вынуж-
ден включать напряжение, чтобы защититься от нее. Личность
его в большей или в меньшей степени стабилизируется, когда
невротик находит подходящий способ защиты. Удалить первич-
ную боль, в данном случае, это то же самое, что «удалить» лич-
ность. Надо помнить, что я имею в виду болезненно изменен-
ную личность, точнее было бы сказать, личину, маску.
Давайте теперь подумаем обо всем этом в понятиях энер-
гии. Мы знаем, что согласно закону сохранения энергии, она
не может быть уничтожена, она может только переходить из
одной формы в другую. Я рассматриваю первичные прирож-
денные чувства как исключительно нейрохимическую энергию,