ды набросился на меня за то, что я не выполнил просьбу мате-
ри. Я сказал ему, чтобы он заткнулся. Он закричал, чтобы я
никогда больше не смел произносить этого слова. Но я повто-
рил. Он схватил швабру и начал меня лупить. Я попытался убе-
жать. Он догнал меня, схватил и снова принялся избивать. Боже,
он ведь хочет меня убить. Папа ненавидит меня и хочет убрать
с дороги. Остановись, отец, остановись!» Теперь пациент пол-
ностью поглощен своим чувством. Он падает с кушетки на пол,
катается по полу, у него судорожно сокращаются мышцы жи-
вота, он кричит в диком страхе, боясь, что отец хочет его убить.
Он давится, сильно потеет, пытается кричать, но крик застре-
вает у него в горле. Еще рвотные движения, судороги; пациент
кричит, что сейчас умрет. Наконец, он произносит слова: «Па-
почка. Я же хороший. Я не буду больше так говорить!» И он
замолкает, на моих глазах становясь пай-мальчиком. То, что
пациент сейчас пережил, называется первичным состоянием.
Полное переживание прошлого ментального и чувственного опы-
та. Все заканчивается засчитанные минуты, но представляет-
ся чрезвычайно болезненным. Пациент не обсуждает свои чув-
ства, он их переживает.
Первичное состояние является всепоглощающим пережи-
ванием. Больной практически перестает понимать, где он на-
ходится. То, что он испытывал в первые два дня лечения я на-
зываю предпервичным состоянием. Оно тоже является чувством
прошлого, но не всепоглощающим. Я не хочу этим сказать, что
тотальное первичное состояние не может наступить в первый
час первого сеанса. Это возможно, но не является правилом.
Иногда полного первичного состояния приходится дожидать-
ся неделями. Когда же это происходит, то создается такое впе-
чатление, что рушится барьер между мыслями и чувством, спон-
танно наступает первичное состояние, уже не зависимое от ле-
чения. С этого момента пациент оказывается на пути к выздо-
ровлению.
С каждым следующим днем пациент, как правило, испы-
тывает все более глубокие переживания до тех пор, пока не до-
стигает критического положения между своими нереальным и
реальным «я», и равновесие между ними сдвигается в пользу
реального ощущения собственной личности, что позволяет пе-