Вого, адаптивного. Расстройства, наблюдаемые у индивида

Являются результатом его социальных опытов, и меняя спо-

С о б его социальных взаимодействий, мы меняем и самое

Личность. Мы не даем больному стратифицированного зна-

Ния о сигналах его прошлого «опыта». Мы, взамен этого, даем

Ему новый рефлекс знания его будуших «привычек».

Это рассуждение Салтера отражает общий взгляд ряда школ

условно-рефлекторной психотерапии, хотя между ними есть и

значительные различия. По сути же, человека учат быть счаст-

ливым, прививая ему соответствующие эмоциональные при-

вычки, точно также, как он некогда усвоил привычку быть не-

счастным. В целом, этот подход использует тот механизм, по

которому реализуется человеческая деятельность. Адаптивная,

эффективная и продуктивная деятельность является, с такой

точки зрения, показателем эмоционального здоровья. В другом

месте я уже говорил и повторю здесь, что деятельность мало

говорит о том, что человек чувствует, и чувствует ли он вообще

что-нибудь в процессе своей деятельности. Больные, деятель-

ность которых можно было бы оценить как совершенно удов-

летворительную, если принять во внимание их профессиональ-

ный статус, общественное положение и доход, жаловались на

то, что чувствуют себя «мертвыми», считают бессмысленным

все, что делают, а живут просто по инерции. Так как эти паци-

енты были превращены в бездушные механизмы в раннем дет-

стве двумя весьма умелыми обучающими машинами (родите-

лями), которые вознаграждали невротическое поведение и на-

казывали поведение «здоровое», то боль, которая возникла в

результате такого условно-рефлекторного обучения, как я по-

лагаю, не может быть устранена уничтожением симптома или


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: