Являются результатом его социальных опытов, и меняя спо-
С о б его социальных взаимодействий, мы меняем и самое
Личность. Мы не даем больному стратифицированного зна-
Ния о сигналах его прошлого «опыта». Мы, взамен этого, даем
Ему новый рефлекс знания его будуших «привычек».
Это рассуждение Салтера отражает общий взгляд ряда школ
условно-рефлекторной психотерапии, хотя между ними есть и
значительные различия. По сути же, человека учат быть счаст-
ливым, прививая ему соответствующие эмоциональные при-
вычки, точно также, как он некогда усвоил привычку быть не-
счастным. В целом, этот подход использует тот механизм, по
которому реализуется человеческая деятельность. Адаптивная,
эффективная и продуктивная деятельность является, с такой
точки зрения, показателем эмоционального здоровья. В другом
месте я уже говорил и повторю здесь, что деятельность мало
говорит о том, что человек чувствует, и чувствует ли он вообще
что-нибудь в процессе своей деятельности. Больные, деятель-
ность которых можно было бы оценить как совершенно удов-
летворительную, если принять во внимание их профессиональ-
ный статус, общественное положение и доход, жаловались на
то, что чувствуют себя «мертвыми», считают бессмысленным
все, что делают, а живут просто по инерции. Так как эти паци-
енты были превращены в бездушные механизмы в раннем дет-
стве двумя весьма умелыми обучающими машинами (родите-
лями), которые вознаграждали невротическое поведение и на-
казывали поведение «здоровое», то боль, которая возникла в
результате такого условно-рефлекторного обучения, как я по-
лагаю, не может быть устранена уничтожением симптома или