ние у психотерапевта. Возможно, этот случай требует некото-
рых пояснений. Я думаю, что ощущение благословенного бла-
женства появляется в результате полного подавления чувства
собственной личности, собственного «я», в результате перено-
са человека в область фантазии (божественности) собственно-
го сотворения, слияние личности с продуктом воображения и
утраты чувства реальности. Это есть состояние полной нере-
альности, состояние, являющееся показанием к госпитализа-
ции в психиатрическую больницу. Если, например, какой-ни-
будь пациент скажет нам, что он слился с Богом, что он и Бог
есть единое целое, то мы усомнимся в психическом здоровье
такого человека. Но если этот же процесс санкционирован спе-
цифичной теологией, то мы часто пропускаем его внутреннюю
иррациональность.
Мы должны помнить, что человек может медитировать ежед-
невно, и это не уменьшает потребность в медитации. Каким-то
образом, демон напряжения является снова и снова, и опять
требуется медитация, чтобы изгнать этого демона. Ритуалы,
|
|
цветы и накидки представляются надуманными атрибутами
шагов релаксации, ибо для того, чтобы ее достичь, не нужны
никакие ритуалы. Очень часто такие ритуалы свидетельствуют
о том, что человек делает из релаксации борьбу, в то время как
релаксация — это не что иное, как быть самим собой. Я не ду-
маю, что для того, чтобы существовать, надо совершать какие-
то сложные движения. Вы просто существуете, и все.
Экзистенциализм
Еще одно течение современной психологии — экзистенци-
ализм. Этот подход имеет целью развенчание утверждений Фрей-
да о формировании невроза в раннем детстве, но, одновремен-
но, отличается большим динамизмом теоретических построений,
нежели условно-рефлекторная терапия. Экзистенциализм под-
черкивает наличное бытие здесь и сейчас. Экзистенциализм
занимается только и исключительно бытием человека. Нельзя,
правда, сказать, что это течение породило какую-либо стоящую
упоминания лечебную гипотезу; не разработали экзистенциа-