Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивный – основанный на взаимодействии, а эффективное взаимодействие как вершинный результат общения всегда диалогично.
(1) Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающихся, непосредственное или опосредованное (в том числе в значительном числе случаев - с помощью электронной/ компьютерной техники)
(2) Интерактивность – это новая образовательная парадигма, в которой учащийся понимается как самостоятельно действующий и принимающий решения субъект.
Активные формы обучения указывают на характер желаемого результата:
Учащийся = субъект УД | Уровень учебной деятельности (УД) | Технологии, методы, формы |
влияет на: (1) процесс УД (2) содержание обучения (3) цели обучения | Продуктивные уровни УД | Мотивирование на активную познавательную позицию, приемы развития критического мышления (в т.ч. целеполагание с учащимися, самоконтроль), решение ситуационных задач, проектная УД, исследовательская УД, работа с кейсом,… |
Интерактивные технологии определяют характер формы обучения:
n В интерактивных технологиях учащийся – субъект групповой УД, в которой обеспечено взаимодействие (диалог) членов группы: образовательные (дидактические) игры, учебные дискуссии, беседы, дебаты, групповые учебные проекты и исследования, тренинги, …
n Интерактивные формы обучения направлены на получение и осмысление участником опыта практической деятельности; ориентированы на свободные и самостоятельные действия каждого участника
n Взаимодействие членов группы и обучающего (как координатора) может быть непосредственным и опосредованным, например, через средства ИТ
n Обратную связь обучающиеся получают от других своих товарищей или от построенной по определенным законам модели, а не от преподавателя.. Учащиеся выступают в роли субъектов, принимающих решения или исследующих модель.