Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины

Вводная часть

Цели и задачи освоения учебной дисциплины

“Старославянский язык” – одна из наиболее сложных дисциплин историко-лингвистического цикла, занимающая важное место в системе высшего филологического образования. Изучение старославянского языка подготавливает студентов к усвоению исторической грамматики русского языка, истории русского литературного языка, современных славянских языков, а также ряда разделов курса современного русского литературного языка. Перед курсом “Старославянский язык” стоят четыре основные задачи. Во-первых, осветить ряд сложных и во многом нерешенных вопросов, связанных с возникновением письменности у славян. Во-вторых, дать научное описание фонетической и грамматической системы старославянского языка. В-третьих, показать в сравнительно-историческом освещении происхождение старославянских языковых явлений. В-четвертых, продемонстрировать роль старославянского языка в жизни древних славян и в развитии славянских литературных языков, особенно-русского литературного языка.

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Старославянский язык - это первая фиксация славянской речи на письме, первый литературный язык славян. Он возник во второй половине IX века, и его появление во многом связано с просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и выполнивших первые переводы богослужебных книг с греческого на славянский. Переводы Кирилла, Мефодия и их учеников “не только заложили у славян основы христианской нравственности, культуры и цивилизации, но и выработали у них навыки и умения правильно и красиво писать и говорить”.

Поскольку старославянский язык обнаруживал значительную близость со всеми славянскими языками как в лексическом составе, так и в фонетической системе и грамматическом строе, то он быстро распространился в качестве общеславянского литературного языка. Средневековая культура имела религиозный характер, и поэтому старославянский язык, возникший как язык богослужебный, со временем значительно расширил сферу своего применения, превратился из языка культа в язык всей культуры в целом.

Под влиянием живой разговорной речи славянских народов старославянский язык постепенно впитывал местные языковые особенности - древнерусские, болгарские, сербские и т.д., приобретая “местный” оттенок. С этого времени старославянский язык в строгом смысле слова исчезает, историческим его продолжением являются церковнославянские языки, представляющие собой разновидности тех или иных литературных языков. Таким образом, изучение старославянского языка имеет не только лингвистическое, но и общефилологическое значение. Оно является своеобразным введением в изучение славянских языков, литературы и культуры прошлого.

Студенты, при изучении курса «Старославянский язык», используют знания, умения и навыки, сформированные при изучении дисциплины школьного курса «Русский язык». Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин и является важной составляющей в группе исторических лингвистических дисциплин. Изучение старославянского языка становится фундаментом для изучения древнерусского языка, исторической грамматики, истории русского литературного языка и других исторических дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: