Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов (в прошлом — судебное управление) в разные периоды осуществляли суды и органы юстиции.

С первых дней установления советской власти вопросы управления в области юстиции, в том числе и судами, входили в компетенцию: в центре — Наркомата РСФСР, на местах — юридических отделов и секций исполкомов Советов и военно-революционных комитетов, губернских комиссаров юстиции.

В Беларуси большую работу по организации нового судебного аппарата, органов следствия, обвинения, защиты, нотариата и других юридических учреждений провел Комиссариат юстиции Западной области, деятельность которого направлялась Наркоматом юстиции РСФСР. После образования БССР 5 января 1919 г. был основан Народный комиссариат юстиции БССР. Проводниками организационно-административных мероприятий Наркомата юстиции на местах являлись уездные совещания судей и уездные бюро юстиции.

По Положению о Наркомюсте БССР от 3 ноября 1924 г.1 на Наркомюст возлагались задачи:

• организация, руководство и инструктирование судов, прокуратуры, а также других органов юстиции;

• надзор за законностью действий государственных органов, учреждений, предприятий, отдельных лиц;

• наблюдение за деятельностью арбитражной и земельной комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, коллегий защитников;

• надзор за законностью в местах лишения свободы.

Все эти годы параллельно с Наркоматом юстиции некоторые функции судебного управления осуществляли вышестоящие суды. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г. освободил от функции судебного управления все суды. Вся их деятельность была сосредоточена на осуществлении правосудия. По существу это было правильное решение, так как ставилась задача укрепить независимость судей и улучшить качество отправления правосудия. Однако на практике многие демократические принципы организации и деятельности в те годы в условиях тоталитарного государства попирались и не претворялись в жизнь.

Управление в области юстиции стало исключительной компетенцией Наркомата юстиции СССР, учрежденного 20 июля 1936 г.1, наркоматов юстиции союзных республик (в том числе БССР) и их управлений на местах, образованных в 1939 г. Система органов управления в области юстиции, установленная в конце 30-х гг., просуществовала без изменений до 1956 г. В том году для ликвидации излишней централизации в руководстве судами и расширения прав союзных республик, сокращения государственного аппарата Министерство юстиции СССР было упразднено, а управления юстиции на местах ликвидированы. Позднее упразднены и Министерства юстиции союзных республик. 20 февраля 1960 г. — Министерство юстиции БССР2. Руководство народными и областными судами, государственными нотариальными конторами и ведение судебной статистики вновь стали входить в компетенцию соответственно областных судов и Верховного Суда БССР. Для работы по кодификации и систематизации законодательства была образована Юридическая комиссия при Правительстве республики. Эта комиссия, кроме того, осуществляла руководство адвокатурой, органами ЗАГСа и Институтом судебной экспертизы.

Однако проведенная реформа себя не оправдала, и в 1970 г. в целях повышения уровня государственного руководства судами и другими учреждениями юстиции, улучшения правовой работы в народном хозяйстве, совершенствования законодательства и укрепления законности были восстановлены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик и созданы отделы юстиции исполкомов областных Советов. В БССР Министерство юстиции и отделы исполкомов областных Советов воссозданы Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 ноября 1970 г.1

В связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. были дополнены ст. 38 (1), специально посвященной вопросам организационного руководства судами. В ней указывалось, что организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренных законом, осуществляется: Министерством юстиции СССР — в отношении судов союзных республик и военных трибуналов; министерствами юстиции союзных республик — в отношении верховных судов автономных республик, областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных судов; министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполкомов областных, краевых, городских Советов — в отношении районных (городских) народных судов.

В 1972 г. утверждаются положения об органах юстиции, в том числе и Положение о Министерстве юстиции БССР2.

Основы законодательства о судоустройстве 1989 г. предусмотрели значительное сужение полномочий органов юстиции в отношении судов, возложив на них лишь организационное обеспечение их деятельности.

Статья 15 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» уточнила функции Министерства юстиции Республики Беларусь в отношении общих и военных судов, назвав их организационным и материально-техническим обеспечением деятельности судов.

Еще более конкретизируются они в Положениях о Министерстве юстиции от 25 ноября 1992 г.1 и от 1 декабря 1995 г.2 с последующими изменениями и дополнениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: