ЭКСПРЕССИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОВЕДЕНИЯ
Несмотря на то, что мы уже имеем возможность провести различия между
экспрессивным (неинструментальным) и функциональным (инструментальным,
адаптивным, целенаправленным) компонентами поведения (главным образом
благодаря работам Олпорта, Вернера, Арнхейма и Волффа), мы до сих пор не
удосужились отразить двойственную природу поведения в психологии
ценностей.28
Современная психология слишком прагматична, и потому некоторые области
человеческой деятельности, которыми ей следовало бы заинтересоваться,
остаются без должного внимания. Психологи так озабочены результатами,
технологией, средствами, что почти ничего не могут сказать нам о красоте,
искусстве, забаве, игре, восторге удивления, благоговейном трепете, радости,
любви, счастье и прочих, "бесполезных" с их точки зрения, реакциях и высших
переживаниях. Психология почти ничего не может дать человеку, стремящемуся к
познанию высшей истины, человеку, превыше всего ценящему радость
|
|
самовыражения, будь то музыкант, художник, писатель, аксиолог, теолог,
гуманист. Психология виновата в том, что ничего не предлагает человеку,
который отчаянно жаждет познания естественных основ своей человечности,
человеку, который нуждается в четкой и ясной системе ценностей.
Исследуя и должным образом используя разграничение между экспрессивным
и функциональным поведением, между экспрессией и преодолением (coping) или,
говоря иначе, между "полезным" и "бесполезным" поведением, мы сможем
существенно расширить юрисдикцию психологии, включить в нее те области
знания, которые до сих пор не попадали в сферу ее внимания. В этой главе я
попытаюсь убедить вас в некоторых вещах, в которых нужно быть уверенным,
прежде чем предпринять попытку исследовать и опровергнуть широко
распространенное представление о том, что всякое поведение является
мотивированным. Такую попытку мы предпримем в главе 14. Пока же я
сформулирую основные различия между экспрессивным и функциональным
поведением, а затем попытаюсь показать их возможное применение к некоторым
проблемам психопатологии.
1. Функциональное поведение по определению целенаправлено и
мотивировано; экспрессивное поведение часто бывает немотивированным.
2. Функциональное поведение в большей степени детерминировано внешними
? средовыми и/или культуральными? переменными; экспрессивное же поведение
детерминировано главным образом состоянием организма. Таким образом,
экспрессия тесно взаимосвязана с глубинной структурой характера. Так
называемые проективные тесты вернее было бы называть "экспрессивными
|
|
тестами".
3. Функциональное поведение легко понять как результат научения, в то
время как экспрессивное поведение скорее антагонистично научению, оно
представляет собой результат высвобождения, раскрепощения подавленных
внутренних тенденций.
4. Функциональное поведение достаточно хорошо поддается контролю
(подавлению, аккультурации); экспрессивное поведение обычно неконтролируемо,
а порой даже принципиально неподконтрольно.
5. Функциональное поведение обычно устремлено к изменению текущей
внешней ситуации и, как правило, оно достигает этой цели. Экспрессивное же
поведение не направлено на внешний объект; если оно и вызывает какие-то
внешние изменения, то делает это непредумышленно.
6. Функциональное поведение? это поведение-средство, оно нацелено на
удовлетворение тех или иных потребностей организма или на устранение
возникшей угрозы. Экспрессивное поведение чаще всего самоцельно.
7. Функциональный компонент поведения, как правило, осознается
индивидуумом (хотя может быть и неосознанным); экспрессивный же компонент
обычно неосознаваем.
8. Функциональное поведение предполагает некоторые усилия со стороны
индивидуума; экспрессия в большинстве случаев не требует усилий. Разумеется,
творческое самовыражение? это особый случай, так как индивидуум научается
спонтанному самовыражению (если он способен к этому). Человек может
стараться быть расслабленным и выразительным.