Из истории нотной записи

Зачатки нотного письма возникли в глубокой древности. Из всех известных способов самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью пиктографического письма (рисунков). Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. К древнейшим способам относится также идеографическая (слоговая) запись музыкальных звуков с помощью клинописи, применявшаяся в Древнем Вавилоне.

Финикийское звуковое письмо возникло около 1100 г. до н. э.

Дальнейшее развитие музыкальной письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Зародившись в Древней Греции, эта система получает все большее распространение. В VI—Х вв. буквы греческого алфавита заменяются латинскими. И сейчас можно встретить обозначение звука «до» латинской буквой «с», звука «ре» — буквой «d» и т. д.

В средние века появилась невменная нотация, характерная для культовой музыки. Одна из ее разновидностей — русское крюковое или знаменное письмо.

Условные знаки — невмы (в Киевской Руси — крюки, знамена) — состояли из графических значков типа черточек, запятых и их различных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не-вменное нотное письмо использовалось преимущественно для нотации католических богослужебных песнопений.

Позднее в западноевропейской музыке невмы стали записываться на одной или двух горизонтальных линиях, буквенное обозначение которых или цвет (красный, желтый) определяли высоту расположенных на них невм. Так постепенно в недрах невменного письма зарождалась линейная нотация, объединявшая наглядность невм и звуковысотную точность буквенной записи.

В XI в. линейная нотация была усовершенствована итальянским музыкантом Гвидо д'Ареццо. Он разработал способ записи нот на нотной строке, состоящей из четырех горизонтальных параллельных линий. Буквенные знаки, обозначавшие высоту каждой из нот, и невмы стали записываться не только на самих линиях, но и в просветах между ними. Все четыре линии были объединены в единую систему, ставшую прообразом современного нотного стана, а буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались в крючки — условные графические знаки, определяющие высоту расположенных на нем нот.

Гвидо д'Ареццо известен и как автор слоговых названий: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Они обозначали ступени шестиструнного звукоряда (тон, тон, полутон, тон, тон). В конце XVI в. для обозначения VII ступени в семиступенном звукоряде введен слог «си», во 2-й половине XVII в. слог «ут» заменен на «до». Эти названия сохранились и сейчас и обозначают высоту звука.

В XIII—XVI вв. совершенствование нотного письма шло по пути разработки мензуральной нотации. Она наглядно передавала высоту звуков, их длительность. Была введена система специальных графических знаков для записи нот и пауз различной продолжительности, установлены точные временные соотношения между всеми длительностями. Первоначально каждая из них предполагала деление на три разные доли. Например, максима (самая длинная) включала в себя три ноты длительности лонга (длинная). Начиная с XVI в. деление стало двухкратным.

Существенные изменения происходили в графическом написании нотных знаков: квадратные головки округлились, появились нотные штили. С переходом записи нот невм с папируса на бумагу произошло подразделение нотных знаков на «белые» (незаполненные) и «черные» (заполненные). Четырехлинейную нотную строку заменил более удобный пятилинейный нотный стан. По мере развития многоголосия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединенных общей начальной чертой или фигурной скобкой — акколадой.

Более длительный путь развития прошла современная пятилинейная нотация в инструментальной музыке. До конца XVII в. для записи инструментальных произведений применялись особые системы письма — табулатуры. Они представляли собой наглядные схемы, составленные из буквенных или цифровых обозначений высоты звука и дополнительных условных знаков, уточнявших ритм и динамические оттенки. По внешнему виду эти схемы были разнообразны. В них отражались особенности нотного письма, принятого в той или иной стране, специфика музыкального инструмента, для которого они предназначались. Табулатуры отличались условными обозначениями: буквами, цифрами, ритмическими знаками, их комбинациями. Среди многочисленных вариантов табулатур существовали как безлинейные, так и линейные. В линейных количество линий соответствовало числу струн музыкального инструмента или полифонических голосов музыкальной ткани.

К началу XVIII в. табулатуры были заменены более простым и удобным способом записи с помощью нот. Постепенно теряет свое значение и цифрованный бас, или как его ещё называли, генерал-бас (общий, главный бас), распространенный в XVII—XVIII вв. для записи аккомпанемента к мелодии. В этой системе нотного письма каждый звук нижнего голоса, записанного нотами, дополнялся цифровыми обозначениями гармонии, по которым исполнители достраивали все остальные сопровождающие голоса.

Сейчас обе эти системы используются только как вспомогательные при обучении игре на нескольких музыкальных инструментах и изучении гармонии. В 1839 г. Л. Брайлем была изобретена специальная система фиксации нотного текста для слепых.

Современное нотное письмо позволяет в условной записи полно и точно отразить «живое» звучание музыки. В нем присутствует не только развитая система условных знаков (пятилинейный нотный стан; ключи; ключевые и «случайные», знаки альтерации при нотах; различные акколады; специальные знаки, уточняющие длительность звуков, динамические оттенки, разнообразные исполнительские штрихи и т. д.), но и дополнительные словесные пояснения (указания темпа, характера и способа исполнения).

Для большей наглядности нотной записи выработаны обозначения сокращения нотного письма, как, например, знаки репризы, октавного переноса, повторения мелодического оборота и т. п.

Нотная запись не остается неизменной. По мере развития музыкального искусства расширяется его образная сфера, обновляется музыкальный тематизм, утверждаются новые средства выразительности. Все это требует постоянного совершенствования нотной записи. Дополняется и уточняется система условных знаков, появляются новые способы записи, отвечающие особенностям того или иного музыкального материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: