Под источниками аграрного права следует понимать документальные формы выражения и закрепления различных норм права, предназначенных для регулирования и охраны аграрных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности.
Особенности этих источников:
1) Так как аграрные отношения регулируются нормами не только аграрного права, большое число среди его источников составляют нормы, содержащиеся в смежных отраслях.
Так, в Гражданском Кодексе есть нормы, определяющие организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций и предприятий, в том числе и сельскохозяйственных; правовой режим имущества хозяйствующих субъектов; право собственности и иные вещные права на землю; договорные отношения и так далее.
Можно выделить две категории источников аграрного права.
Во-первых, это собственные источники данной отрасли. Например, ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и т.д. Их достаточное количество, этих источников.
|
|
И вторая категория – это нормы, которые закреплены в нормативных правовых актах других отраслей права. Однако они напрямую адресованы субъектам аграрного права и регулируют общественные отношения в сельском хозяйстве без какого-либо воспроизведения их в актах аграрного законодательства. Например, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регламентирует особенности банкротства сельскохозяйственных организаций и крестьянских фермерских хозяйств. Ещё один яркий пример – налоговый Кодекс. Глава 26 прим. 1. Налоговый Кодекс закрепляет особый режим налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, так называемый «единый сельскохозяйственный налог».
2) Отсутствует единый кодифицированный нормативный акт, в котором были бы объединены и систематизированы если не все, то хотя бы большая часть норм аграрного права.
По этому поводу среди учёных ведётся давняя дискуссия и высказываются две основных точки зрения.
Одна группа учёных считает нецелесообразным объединять в одном нормативном акте все вопросы, имеющие отношение к сельскому хозяйству. По их мнению, это потребует «выдёргивание» из разных актов – ГК, НК, ЗК… Что будет способствовать разрушению сложившейся системы законодательства.
Есть другая точка зрения на этот вопрос. Поддерживается принятие нормативного акта, который будет регулировать весь комплекс аграрных отношений. И вот среди представителей этой группы есть также две точки зрения. Одни считает, что стоит принять Аграрный Кодекс (пойти по стопам Франции и ряда Латиноамериканских стран). Другие считают, что не обязательно кодекс – можно просто специальный аграрный закон. Большие надежды были на 2006 года ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Но надежды не оправдались, и этот закон носит рамочный характер, основная масса норм декларативна, категориальный аппарат не разработанный, агропромышленный комплекс упоминается вскользь, закрепляет 11 механизмом государственной поддержки, но сами механизмы не прописаны.
|
|
3) Для аграрного права характерно наличие большого числа норм рекомендательного характера и нормативных актов органов внутрихозяйственного управления. Это обусловлено особенностями регулируемых отношений, наличием большого числа разнообразных кооперативов, товариществ, обществ, внутрихозяйственные отношения которых регулируются в основном актами, принимаемыми их органами и управлениями.
4) Среди источников большую роль играют целевые государственные программы. Они являются основой для текущего правового регулирования экономических отношений государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Например, «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2008-2012 годы.
5) Наличие актов унифицированного и дифференцированного характера.
Акты, относящиеся ко всем сельскохозяйственным формированиям – это унифицированные акты.
Акты, относящиеся к отдельным видам сельскохозяйственных формирований – это дифференцированные акты.
Такое деление первоначально было связано с наличием в аграрном секторе двух основных видов сельскохозяйственных формирований – это колхозы и совхозы. Их правовой статус и производственно-хозяйственная деятельность регулировались и унифицированными, и дифференцированными актами, то есть были акты, которые касались всех видов с/х формирований, и были тех, что отдельных видов.
Осуществляемые в настоящее время земельные и аграрные преобразования, приведшие к реорганизации и приватизации сельхозпредприятий не устранили необходимости принимать и унифицированные, и дифференцированные акты, так как многообразие форм ведения сельского хозяйства возросло.
Ядро аграрного законодательства образуют унифицированные нормативные акты, содержащие правовые нормы, одинаково регулирующие общественные отношения с участием различных видов сельхоз организаций и предприятий.
Унификация в аграрном праве представляет собой процесс создания, объединения, интеграции норм аграрного права в одном источнике в целях наиболее полного и детального правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.
Такие источники в равной мере адресованы всем формам хозяйствования.
Унифицированные источники позволяют охватить всю совокупность однородных общественных отношений и избежать правовых коллизий и многозначности толкования норм аграрного права. Также они позволяют уменьшить количество источников аграрного права.
Яркие примеры унифицированных источников – ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Теперь что касается дифференциации.
Дифференциация представляет собой процесс создания источников аграрного права, характеризующийся выделением совокупности однородных общественных отношений в рамках аграрного права с целью их специального правового регулирования с учётом специфических особенностей этих отношений.
Дифференциация позволяет нам охватить совокупность однородных общественных отношений, требующих специального регулирования, а также избежать правовых пробелов и неопределённости при регулировании общественных отношений, составляющих предмет аграрного права.
Примеры дифференцированных источников: ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и т.д.