Суточный круг богослужений

На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день (Быт. 2, 3), потом законом, данным Моисею на Синае, это служение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу жертвы (Чис, гл. 28).

Иисус Христос, сошедший на землю совершить волю Отца Небесного, и святые апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного богослужения.

Со времен апостольских Православная Церковь с ежедневным богослужением соединила различные священные воспоминания во славу Божию, отчего произошли различные дни богослужения в продолжение года.

Суточным кругом богослужений называются те богослужения, которые совершаются святой Православной Церковью на протяжении суток. Суточных богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная литургия.

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службой мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие – служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница – служба, совершаемая в полночь в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который придет внезапно, как «жених в полунощи» согласно притче о десяти девах.

Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

Изобразительны – краткая служба, называемая также обедницей [2].

На девятом часе, соответствующем нашему третьему пополудни, вспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

* * *

Божественная литургия есть самое главное богослужение. На ней вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство Святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечере. Божественная литургия совершается утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное – из третьего и шестого часов и Божественной литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое богослужение называется всенощным бдением (всенощной), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» – значит «бодрствование».

* * *

Каждый день в году Святая Церковь, помимо седмичного круга, празднует память одного или нескольких святых угодников Божиих. Определенные дни года посвящаются или воспоминанию особых событий из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, из истории Церкви Христовой, или в честь различных святых. Кроме того, в продолжение года установлены однодневные или многодневные посты и несколько дней назначено для поминовения усопших. Соответственно этим посвящениям дней года составлены особые песнопения и молитвы и установлены обряды, которые присоединяются к молитвам и песнопениям дня седмицы. Особенно большие изменения в богослужении бывают в дни великих праздников и постов.

Дни общего поминовения усопших (называемые родительскими днями) следующие: суббота перед масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста, суббота перед праздником Святой Троицы и вторник Фоминой недели.

Затем в Православной Русской Церкви установлено поминовение православных воинов, на поле брани убиенных: в субботу перед днем святого Димитрия Солунского 21 октября (3 ноября н.ст.) и 26 апреля (9 мая н.ст.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: