Речевая зарядка

Речевая зарядка — это одна из форм организации работы над произношением. Как и всякой организацион­ной форме работы, ей свойственны определенные задачи, содержание и методика работы.

Основной задачей речевой зарядки является закреп­ление в устной речи учащихся ранее усвоенных произно­сительных навыков, их совершенствование и предупре­ждение распада.

Другой не менее важной задачей речевой зарядки является закрепление вновь приобретенных навыков. Однако задачи речевых зарядок этим не ограничиваются. На речевых зарядках осуществляется подготовка уча­щихся к восприятию материала, который будет изучаться на предстоящем уроке по технике речи. Если это урок тренировочный, то в этом случае задачей речевой заряд­ки будет тренировка учащихся в тех произносительных навыках, которые будут совершенствоваться на уроке. Если предстоящий урок по технике речи посвящается контролю за состоянием устной речи глухих, задачей ре­чевых зарядок будет подготовка учащихся к контроль­ному уроку.

Кроме того, на речевой зарядке закрепляется тот ма­териал, над которым учащиеся работали на предыдущих 108


уроках. -И здесь имеет1 место такая же последователь­ность: если урок посвящается новому материалу, то на речевой зарядке.после урока необходимо закреплять этот новый материал. Если урок был посвящен трени­ровочным упражнениям, направлен на автоматизацию навыков произношения, то на речевой зарядке должна быть продолжена работа по автоматизации именно этих

навыков.

Таким образом, в задачу речевой зарядки входит под­готовка учащихся к урокам по технике речи и закрепле­ние материала, который учащиеся изучали на этих уро­ках.

Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, над речевым дыханием, словесным и логическим ударением, над усвоением норм орфоэпии, работа над темпом речи. Конкретное содержание речевой зарядки определяется программными требованиями. Кроме того, содержание речевой зарядки зависит от состояния устной речи дан­ного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося.

Иногда содержание речевой зарядки может выходить за рамки программных требований. Так, в нее допустимо включать материал, пройденный в предыдущие годы, если большинство учащихся не имеет прочных навыков по некоторым уже изученным разделам программы. По­скольку устной речи каждого ученика свойственны свои особенности (произношения), то даже в параллельных классах допустимо иметь варианты в содержании рече­вых зарядок.

При любой форме работы над произношением ее со­держание должно планироваться. Это относится и к ре­чевой зарядке. В четвертных планах (при определении форм организации работы над произношением).преду­сматриваются и речевые зарядки. Приведем примерный план работы по технике речи (см. табл. на стр. 110—112). Из плана видно, что содержанием речевых зарядок в первой четверти (V класс) должна быть работа над голосом, над речевым дыханием, над звуками, над орфо­эпией и логическим ударением. Но это лишь общее со­держание речевых зарядок. В дальнейшем учителю не­обходимо конкретизировать содержание работы и время речевых зарядок. С этой целью учитель должен спла-



 

Примерный план работы по обучению глухих устной речи (V класс, 1-я четверть)


Продолжение


1,3,4 2,3,5 1,3,4 2,3,5 1,3,4 2,3,5

Время проведения упражнений
Проводится в течение всей четверти. Через день чередуется с упраж­нением 2 Проводится в течение четверти. Через день чере­дуется с упражнением 1, по усмотрению учителя
Проводится в течение четверти ежедневно На каждый день бе­рется одна пара гласных и одна пара согласных звуков. Пары выбирают­ся по усмотрению учите­ля. Несколько дней мо­гут повторяться одни и те же пары звуков Проводится на первой и девятой неделе (через день)
Проводится на второй и пятой неделе
 

Продолжение

Содержание работы Форма организации работы К-во часов Примеча­ние
Новый материал      
Работа      
над звуками речи      
Отработка наиболее Речевая заряд-    
употребительных труд- ка, самостоятель-    
нопроизносимых терми- ная работа уча-    
нов, связанных с препо- щихся, индивиду-    
даванием различных альные занятия    
предметов      
Работа      
над орфоэпией      
Знание правил орфо-      
эпии и умение соблю-      
дать их в речи:      
двойные согласные Урок 2 часа  
произносятся как один      
долгий звук (Анна,      
класс)      
умение правильно и Урок 1 час  
выразительно прочитать      
наизусть стихотворение      
проверка состояния Урок 1 час  
произносительных навы-      
ков, усвоенных в 1-й      
четверти      

Примечание. Содержание уроков должно явиться частью содержания речевой зарядки, самостоятельной работы учащихся и индивидуальных занятий по обучению произношению.

пировать типы упражнений на четверть. И здесь нужно обеспечить такое положение, при котором каждое упраж­нение повторялось бы через определенные промежутки времени, — это необходимо для выработки прочных на­выков устной речи.

Приведем типы упражнений, конкретизирующие чет­вертной план работы (см. табл. на стр. 113—114).

На основании приведенного материала мы можем со­ставить график проведения речевых зарядок. 112


График проведения речевых зарядок (V класс, 1-я четверть)

- Упражнения - Упражнения - Упражнения - Упражнения - Упражнения - Упражнения

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Типы упражнений для речевых зарядок

Содержание упражнений

Упражнение 1

Упражнения на умение изменять громкость голоса в связи с логиче­ским ударением

Упражнение 2 Упражнения на умение самостоя­тельно регулировать речевое дыха­ние, делая паузы в соответствии со смысловой связью слов

Упражнения на умение произносить в беглом темпе наиболее употреби­тельные слова и фразы на материале разговорной речи

Упражнение 3 Упражнения на выработку умений дифференцировать в речи:

а) гласные звуки:

а—о, о~у, а—э, э—и, и—ы

б) согласные звуки:

с—ш, з—ж, ц—ч, т—ть, д-—дь, н—нъ, ту—тю, су—сю и т. д.

Упражнение 4 Упражнения на закрепление зна­ний учащихся о классификации зву­ков

Упражнение 5 Упражнения, направленные на ор­фоэпически правильное произношение слов, а также на закрепление знаний следующих правил орфоэпии:

а) звонкие согласные на конце слоя становятся глухими;

8 Заказ 706



Продолжение

1 На шестой неделе — тренировка в правильном произношении слов по надстрочным знакам, в дальнейшем — закрепление знания правил и совершенствование умения применять правило в речи.

Соответственно графику в своем ежедневном рабочем плане учитель должен предусматривать упражнения для речевых зарядок. К каждому упражнению необходимо подобрать определенный речевой материал и вид рабо­ты. Речевой материал может быть самым разнообразным, однако он должен соответствовать программным требо­ваниям. Для упражнений на речевых зарядках необхо­димо использовать речевой материал, который учащиеся усваивают на уроках русского языка, арифметики, есте­ствознания, истории, географии, труда и т. д.

Для речевых зарядок берется материал слогов, слов, фраз, связного текста. При этом заметим, что широко должна использоваться обиходно-разговорная речь.

Однако весь речевой материал должен быть.подобран с учетом фонетического принципа. Например, для отра­ботки правильного речевого дыхания, в частности выра­ботки у учащихся умения произносить фразы на одном выдохе, следует подбирать предложения с соответствен­ным количеством слогов '.

См. программные требования.


К сожалению, некоторые считают, что речевые заряд­ки в основном должны проводиться на слоговом мате­риале. Такая точка зрения неправильна, так как на речевой зарядке ведется работа не только над звуками, но и над всеми сторонами произношения.

На речевой зарядке необходимо практиковать разно­образные виды работ. Это следует предусматривать в плане. Наряду с такими, как чтение речевого материа­ла с доски и плаката, нужно упражнять учащихся в на­зывании картинок и конкретных предметов, оречевлении действия и воспроизведенной в действиях ситуации, чте­нии и рассказывании наизусть. В младших классах на зарядках тоже необходимо применять виды работ, свя­занные с речевой практикой учащихся: рассказывание наизусть, чтение стихотворных текстов, загадок и т. д.

Из литературы известно, что речевая зарядка прово­дится преимущественно на первом уроке в течение 2—5 минут, методика проведения речевых зарядок сво­дится к тому, что все упражнения выполняются фрон­тально. В младших классах допускается разделение упражнений, предусмотренных для речевой зарядки одного дня на несколько уроков. Например, если на те­кущий день для речевой зарядки намечено четыре упражнения, то на первом уроке выполняется одно из них, на втором — другое и т. д. Это делается потому, что в младших классах более медленный темп работы и на речевые зарядки с большим материалом уходит слишком | много времени из урока.

Б старших классах определение содержания и плани­рование речевой зарядки производится учителем русского языка. Однако этот материал должен быть сообщен и. преподавателям по другим учебным предметам.

Если в старшем классе первый урок не приходится на 'русский язык, то речевую зарядку проводит преподава­тель другого предмета.

В качестве образца приведем содержание речевых зарядок, которые можно провести на уроках естествозна­ния в V классе.

Содержание речевой зарядки на первом уроке.

Упражнение 1 (на развитие речевого дыхания)

На доске записано предложение: Сейчас урок есте­
ствознания.
Учитель задает вопрос: «Какое это предло-
8* 115


Жение?» Учащиеся хором отвечают: «Короткое». Зате^
учитель дает задание сказать это предложение хором на
одном выдохе. (

Упражнение 2 (на развитие умения правильно распределять дыхательные паузы)

Учитель пишет на доске предложение: У каждого ра­стения I есть органы: / корни, / стебель, / листья, / цветы. Затем спрашивает: «Какое это предложение?» Учащиеся хором отвечают: «Длинное». Далее учитель спрашивает; «Как надо говорить длинное.предложение?» Учащиеся хором отвечают: «С паузами». В заключение учитель предлагает сказать с паузами записанное на доске пред­ложение.

Упражнение 41 (на отработку труднопроизносимых слов)

На доске записываются слова усики, горошина, цеп­ляться, тычинка, которые затем читаются хором.

При определении методики речевой зарядки необхо­
димо учитывать еще один очень важный фактор. Как
видно из приведенного нами плана, содержание работы
на речевых зарядках от недели к неделе меняется. Уча­
щиеся всегда должны знать, какие навыки устной речи \
сейчас находятся в центре внимания. Они должны знать, |
над чем им сейчас следует больше всего работать при:
формировании устной речи.:

С этой целью мы рекомендуем на плакате очень ко- ; ротко давать содержание речевой зарядки. Например, над классной доской можно повесить такой плакат:

Мы учимся хорошо говорить. Сейчас мы будем учиться правильно говорить звуки сш, зж,- цч, правильно де­лать ударение в словах, говорить вопросы и ответы в быстром темпе.

В старших классах такой плакат раскрывает учите­лям, преподающим различные предметы, содержание работы над устной речью. Через определенные промежут­ки времени, согласно четвертному плану, содержание плаката меняется.

не его порядковый номер,

1 Номер упражнения определяет а тип.


Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные задачи речевых зарядок?

2. Как планируются речевые зарядки?

3. Какова методика проведения речевых зарядок?

4. Изучите опыт проведения речевых зарядок в вашей школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: