Гельмут Вильберг и создание воздушной доктрины Рейхсвера

В 20–30-е годы Гельмут Вильберг стал ведущим авиационным теоретиком Рейхсвера. В марте 1920-го года капитан и офицер генерального штаба, Гельмут Вильберг стал первым начальником отдела организации авиации и занимал этот пост до 1927 года.{740} Отдел организации авиации являлся центральным ведомством по всем авиационным вопросам Рейхсвера.{741} Летный и боевой опыт Вильберга был внушительным. Он был одним из первых пилотов германской армии, получив лицензию гражданского летчика за номером 26 в сентябре 1910 года.{742} Перед первой мировой войной он служил в армейской авиационной инспекции.{743} В ходе войны он командовал воздушными отрядами, поддерживавшими боевые действия Первой и Четвертой германских армий.{744} В первой половине войны Вильберг служил под началом генерала фон Зекта в должности офицера авиационного штаба при Южной армейской группе во время македонской кампании.{745} В 1919 году он служил в штабе генерала Томзена в качестве ответственного за авиацию офицера, а затем в прусском военном министерстве, где очень хорошо зарекомендовал себя на посту советника фон Зекта во время Версальских переговоров.{746} По мнению историка Мэтью Купера, фон Зект, особенно впечатленный планом развития послевоенных германских ВВС, подготовленным Вильбергом, назначил его ответственным за авиацию в войсковое управление в 1919.{747} Таким образом, даже учитывая то, что должности руководителя отдела организации авиации официально не существовало до марта 1920 года, Вильберг в 1919 году уже действовал в качестве эксперта войскового управления по авиационным вопросам.

В 1919 и 1920 годах Вильберг был главным редактором аналитических обзоров и отчетов комитетов, подготовленных авиационными офицерами в рамках программы изучения уроков войны.{748} Вильберг также написал специальные исследования, посвященные вопросам тактического применения авиации{749} и организации снабжения ВВС.{750} В последней работе Вильберг признал, что авиапромышленность Антанты была более эффективной, чем германская, но что вплоть до конца войны германские производители, а также система снабжения, организовали хорошую работу по обеспечению фронта материальной частью. Он не соглашался с тем, что провал немецкого наступления в 1918 году произошел из-за нехватки самолетов. Единственной проблемой снабжения, которая доставляла неудобства в том году, было обеспечение бензином. Вильберг утверждал, что главной проблемой воздушного флота в 1918 году была нехватка летчиков и обслуживающего персонала. Проблема восполнения потерь в личном составе все более ухудшалась в течение этого года, результатом чего стало слишком малое число авиачастей и летного персонала по сравнению с союзниками. Однока, по мнению Вильберга, германские ВВС оставались мощной и серьезной вооруженной силой вплоть до перемирия ноября 1918 года.{751}

Вильберг закончил Первую мировую войну, будучи одним из наиболее высоко оцениваемых воздушных тактиков Германии. Описываемый генералом фрайгерром фон Бюлловым к «энергичный и ясно мыслящий офицер», Вильберг был назначен командующим авиации в Четвертую армию во Фландрии во время критических сражений 1917 года.{752} Генерал Макс Шварте в своей написанной в 1922 году истории германской армии Первой мировой войны, описал работу ВВС во Фландрии как «звездный час ее организационного, технического и тактического развития», удостоив командование Вильберга отдельной похвалы.{753} В ответ на британские атаки Вильберг реорганизовал воздушные отряды Четвертой армии, стремясь создать большие тактические формирования. В ходе различных временных периодов 1917–18 годов он имел около семидесяти эскадрилий под своим командованием.{754} Вильберг был первым немецким авиационным командиром, который организовал и использовал авиачасти для штурмовки позиций сухопутных войск. Он оценивался в армии в качестве одного из пионеров в области тактической авиационной поддержки сухопутных войск.{755}

Когда Вильберг стал главой отдела организации авиации, одной из его основных задач стало формирование списка персонала бывших ВВС, а также сооружений, самолетов и материальной части гражданской авиации, которые могли бы использоваться в случае войны в военных целях. Вильберг собирал отчеты всех пилотов, летчиков наблюдателей и экипажей военного времени, поддерживая с ними контакт через «Общество германских летчиков», спонсируемую Рейхсвером ассоциацию ветеранов ВВС во главе с полковником Зигертом.{756} Материалы Вильберга, одно из самых больших сохранившихся собраний документов Рейхсвера, содержат точный перечень авиационных сооружений, самолетов и экипажей, доступных для Рейхсвера в случае критической ситуации.{757}

Мобилизационные мероприятия Вильберга также заставили его выполнить существенный объем работы в области промышленного планирования.{758} В этой работе ему помогали руководители авиапромышленности, большей частью бывшие офицеры, переписка с которыми — свидетельство тесных взаимоотношений внутри ВВС. Мильх и Вильберг были друзьями еще со времен войны (Вильберг назначил Мильха командиром эскадрильи), и Мильх регулярно писал Вильбергу, детально описывая технические проблемы внутри авиапромышленности, а также делясь значительным опытом Люфтганзы в области дальних перелетов.{759} Другие компании также с готовностью делились своей информацией с отделом организации авиации.{760}

В качестве главного офицера, отвечающего за авиацию, Рейхсвера, Вильберг продолжил традицию Генерального штаба, заключающуюся в инициировании специальных тактических и исторических исследований. Некоторые из бумаг времен пребывания Вильберга на посту руководителя авиационного отдела содержат детальные технические отчеты примеров бомбардировок и их точности,{761} исследования вопросов тактической воздушной поддержки сухопутных войск в 1918 году {762}, а также исследования в области тактики ночных боев истребительной авиации.{763}

В ходе своего пребывания на должности руководителя авиационного отдела Вильберг выпустил несколько тактических воздушных наставлений, распространенных среди авиационных офицеров Рейхсвера. Чтобы обмануть Межсоюзническую военную контрольную комиссию, эти брошюры — называемые «зеленая почта», потому что имели зеленую обложку — обычно публиковались под названием «Обзоры прессы об иностранных ВВС». В действительности эти документы представляли собой изложение доктрины воздушной войны войскового управления. Один экземпляр, под названием «Офицерское исследование военной авиации и ее использования», был по существу руководством для организации и применения тактической авиации на армейском уровне. «Зеленая почта» не имела датировки, но внутренние свидетельства относят эту публикацию к периоду 1925–26 годов,{764} Это руководство содержит полный штат и описание организации для частей тактической авиации. Каждая дивизия должна была иметь наблюдательную эскадрилью в составе 9 самолетов, а каждый корпус должен был иметь небольшую эскадрилью в составе 6 самолетов дальней и 6 самолетов артиллерийской разведки. Армейский штаб должен был иметь шесть самолетов дальней и шесть самолетов ночной разведки.{765}

В соответствии с наставлением тайных ВВС бомбардировщики, истребители и самолеты поддержки сухопутных войск должны были быть организованы в бригады, или крылья, из двух групп. Каждая группа должна была состоять из трех эскадрилий. Бригада должна была состоять из девяноста четырех двухместных истребителей, смешанные бригады, укомплектованные одно — и двухместными самолетами должны были иметь то же число самолетов. Ночные истребительные бригады должны были иметь по шестьдесят самолетов, бомбардировочные — шестьдесят восемь, а бригады ночных бомбардировщиков — тридцать восемь машин.{766} Руководство отмечало принципы тактических авиационных операций армейского уровня, включая объяснение того, как должна работать разведка дивизионного и армейского уровня{767}, а также роли истребителей и бомбардировщиков. В наставлении очевиден военный опыт Вильберга. Роль истребителя — все еще прежде всего эскорт бомбардировщиков и ведение ПВО. Наставление предостерегает против использования истребителей в глубоком воздушном тылу противника из-за тяжелых потерь, ожидаемых в наступательном воздушном сражении. Только после достижения решительной победы, истребители могут посылаться вглубь вражеской территории.{768}

Перед бомбардировочной авиацией ставились как тактические так и стратегические цели: «главными боевыми задачами [бомбардировщиков] являются атаки войск противника, а также основных источников его экономической мощи»{769}. Однако их стратегическим задачам отводится меньшее значение: «главной целью бомбардировочной авиации, приданной полевой армии, является борьба против вражеских войск и системы их снабжения».{770}Предпочтение отдавалось концентрированным ударам бомбардировщиков по ограниченному числу целей вместо атак против большого числа объектов. Немецкое исследование, посвященное бомбардировщикам, оценивает бомбовую нагрузку бригады дневных бомбардировщиков при среднем радиусе действия 200–300 км в 20 тонн, аналогичную для бригады ночных бомбардировщиков как 36 тонн.{771} Наставление рекомендовало размещать базы истребительной авиации на расстоянии 20–40 км от фронта, а бомбардировочной — 40–60 км. Там же детально описывалась планировка авиационных сооружений и рекомендованная длина взлетно-посадочных полос.{772}

По существу, это наставление демонстрирует практичный и взвешенный подход к вопросам применения авиации, в котором основной упор сделан на тактическое использование ВВС. Документ показывает важность того, что организация авиационных частей должна отвечать требованиям выполнения любой специфической боевой задачи в любое время, и подчеркивает необходимость создания надлежащего разнообразия типов самолетов.

Главное тактическое наставление Рейхсвера, «Управление и сражение, взаимодействие родов войск» содержит несколько разделов, посвященных использованию авиации. Организация авиационных частей и тактика их боевого применения, описанные в руководстве — результат исследований, посвященных ВВС и написанных в 1919–20 годах под общим руководством Вильберга. Часть первая «Управления и сражения», опубликованная в 1921 году, содержит два раздела, посвященных авиаразведке и поддержке войск с воздуха.{773} Везде особенно подчеркивается важность постоянного взаимодействия между ВВС и сухопутными войсками. Тяжелые бомбардировщики рекомендуется применять для тактического использования в целях поддержки наземных частей против вражеских целей, расположенных вне зоны действия артиллерии. Поскольку немцы оценивали тяжелые бомбардировщики как уязвимые для истребителей противника, тактическое наставление рекомендовало использовать их только ночью.{774} Главными целями тяжелых бомбардировщиков называются железнодорожные узлы и центры снабжения противника.{775} Авиационные разделы первой части «Управления и сражения» отражают боевой опыт германских ВВС, полученный в 1917–18 годах, за исключением пункта, вероятно добавленного фон Зектом, требующего того, что истребители должны вести наступательные бои над вражескими позициями для завоевания воздушного превосходства.{776}

Вторая часть «Управления и сражения», изданная в 1923 году, содержит еще больше страниц (тридцать три страницы), посвященных тактике применения ВВС, а также ПВО. Там также подчеркивается тактическая поддержка с воздуха наземных войск. Базовые принципы истребительных боев представлены более детально. Например, рекомендуется концентрация истребителей в большие группы.{777} Пилотам напоминают, что для успеха в бою истребителей важны большая высота и направление полета (например, со стороны солнца).{778} Наземным воскам советуют также принимать во внимание вражескую авиацию. Описываются широкое применение маскировки, постоянное изменение местоположения войск, и другие методы пассивной ПВО.{779} В «Управлении и сражении» обсуждаются все аспекты воздушной войны, от авиационной поддержки в маневренной войне до воздушной тактики при обеспечении действий войск, находящихся в обороне. Общее впечатление об армии, любящей летать, и имеющей практичную авиационную доктрину. Немецкий подход еще более поразителен, когда его сравниваешь с первым послевоенным тактическим наставлением французской армии: «Руководство по тактическому применению больших войсковых масс» (издано в 1921 году).{780} Тактическое наставление Рейхсвера отводит гораздо больше места и гораздо более детально описывает использование ВВС, чем французское, а немецкое военное руководство отводит авиации гораздо большую роль в войне, чем французское.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: