Проблемные аспекты развития государственной службы в Республике Казахстан

Государственная служба - относительно самостоятельный институт государственной политики. В нем действуют свои потенциальные возможности, внутренние закономерности развития института, которые оказывают влияние на улучшение системы государственного управления. Следует отметить, что функционирование института государственной службы характеризуется не только положительной динамикой, но и имеет ряд проблемных аспектов развития. К ним можно отнести:

- проблему демократизации института государственной службы и его взаимодействия с институтами гражданского общества;

- проблему ответственности госслужащих и борьбы с коррупцией в органах государственной власти;

- вопросы стабилизации госаппарата;

- низкий уровень технологизации в предоставлении государственных услуг [45, с.24-25].

1) Проблема демократизации института государственной службы и его взаимодействия с институтами гражданского общества

По вопросам демократизации государственной службы Агентством по делам государственной службы уже предпринимались определенные мероприятия. Так, по инициативе госслужащих было создано общественное объединение «Ассоциация содействия государственной службе Казахстана». Основными целями образования данного института являются:

- обеспечение тесного взаимодействия населения с государственными органами;

- проведение мониторинга и оценки реализации законодательства в сфере регулирования государственной службы;

- осуществление мер по предупреждению экономической коррупционной преступности.

Несмотря на системный характер в деятельности общественного объединения, желаемых практических результатов оно принесло. Также следует отметить, что современная система государственной службы в Казахстане не достаточно соответствует мировым стандартам. Это обуславливается рядом следующих причин.

В первую очередь, перед отечественным институтом государственной службы нерешенной остается задача усиления гласности в осуществлении основных полномочий государственных служащих, транспарентности деятельности государственных органов, повышения уровня подконтрольности институтам гражданского общества.

Во вторую очередь, все еще существует необходимость продолжения работы по развитию государственно-частного партнерства, т.е. передаче некоторых государственных полномочий частному сектору с помощью принятия соответствующих новых нормативно-правовых актов. Таким образом, предоставлялась бы возможность для углубления взаимодействия гражданского общества с государством путем передачи несвойственных государству объектов в частный сектор.

2) Проблемы усиления ответственности госслужащих и борьбы с коррупцией в органах государственной власти

На протяжении всего периода становления и развития системы государственной службы по вопросам повышения ответственности государственных служащих и борьбы с экономической коррупционной преступностью правительством принималось ряд мер. Однако эти мероприятия носили эпизодический характер, что отрицательно сказалось на уровне результативности и их практической реализации.

Внедрение института ротации политических госслужащих стало одним из основных механизмов предупреждения коррупции. Прежде всего, применение ротации было обусловлено негативной тенденцией сращивания органов государственной власти с представителями финансово-промышленных групп и бизнес-структурами.

Не принесло желаемых результатов и введение телефонов доверия во всех государственных органах, предоставляющее возможность гражданам сообщать о неправомерных действиях государственных служащих. Это связано, прежде всего, с недостаточным уровнем информированности граждан, пассивностью и их неверием в эффективность проводимых мероприятий.

Также следует отметить, что повышению уровня ответственности государственных служащих способствовало совершенствование структуры дисциплинарных советов и комиссий, в частности, передача управленческих полномочий над ними от областных акимов к Центральному аппарату Агентства по делам государственной. Но в тоже время, в связи с требованием увеличения количества проверок дисциплинарных советов возникла проблема снижения качества их проведения.

На сегодняшний день к основным факторам, создающим благоприятные условия для распространения коррупции по всей вертикали государственной власти относятся:

- наличие противоречий в законодательстве, регулирующем государственную службу;

- усложнение административных процедур;

- низкий уровень заработной платы и социальной защищенности госслужащих;

- отсутствие действенной системы гражданского контроля [46].

3) Проблемы стабилизации и дальнейшей оптимизации государственного аппарата

Динамичное общественно-политическое и социально-экономическое развитие государства требовало новых механизмов и институтов в осуществлении управления органами государственной власти, которые соответствовали бы новым реалиям и поставленным целям стратегического развития страны. В связи с этим, такие процессы как ликвидация, реорганизация, создание новых государственных структур стали главным вектором развития системы государственной службы.

Расформирование и образование новых органов государственной власти негативно повлияло на состояние межведомственной координации. Вследствие чего это, в определенной степени, способствовало дезорганизации системы государственного управления в целом.

Процесс оптимизации госаппарата осуществляется по принципу нахождения оптимального соотношения объема возложенных задач и возможности их эффективного разрешения.

Недочеты в вопросах оптимального соответствия ответственности и полномочий госслужащих являются причиной неэффективному функционированию госслужбы. Так как аппарат государственной власти остается громоздким, возникает потребность в его дальнейшей оптимизации, которая, в свою очередь, приведет к ликвидации неактуальных структур государственных органов, расформированию и реорганизации некоторых действующих ведомств и организации новых, отвечающих современным требованиям, государственных структур. В связи с этим, необходимо разработать новые механизмы постоянного и непрерывного межведомственного взаимодействия.

4) Низкий уровень технологизации в процессе предоставлении услуг государственными органами

Медленными темпами осуществляется процесс внедрения автоматизированной системы «электронное Правительство», что, прежде всего, связано с недостаточным оснащением информационной, коммуникационной инфраструктурой в центральных органах государственной власти. На местном уровне управления автоматизация процесса оказания государственных услуг затягивается еще больше, так как существует острая нехватка квалифицированных работников, ограниченный доступ к технологиям для большинства населения и неразвитость компьютерных сетей.

Так, основными задачи, которые ставит перед собой правительство страны, являются: устранение информационного неравенства и обеспечение широкого доступа граждан Казахстана в интернет- пространство. Следует отметить, что приняты меры по снижению тарифов провайдерами за оказание услуг интернета. Также значительно удешевлена оплата за регистрацию доменных имен и их последующее сопровождение в течение года. Кроме того, динамично развивается отечественное интернет-пространство – зарегистрировано более 10 тысяч доменных имен. Все это свидетельствует о том, что Казахстан обладает достаточным потенциалом для успешного внедрения автоматизированной системы «электронное Правительство».

Таким образом, можно отметить, что наличие таких позитивных моментов в развитии системы государственной службы как внедрение передового опыта зарубежных стран, использование информационных технологий в сфере оказания услуг государственными органами населению и акцентирование внимания на непрерывном обучении государственных служащих, безусловно, повысили эффективность государственной службы. В тоже время сохраняются проблемы недостаточного взаимодействия института государственной службы с гражданским обществом, повышения правовой культуры госслужащих и населения, а также оптимизации государственного аппарата.

В заключение второй главы можно сделать следующие выводы:

1. Конституция Республики Казахстан (ст.33 п.4) предусматривает исходные, основополагающие требования к организации государственной службы. Их детальное развитие получило в Законе Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 543-1 «О государственной службе». Закон определяет основы организации государственной службы, правовое положение государственных служащих, их социальной защищенности и регулирования отношений в сере государственной службы. Для реализации единой государственной политики в сфере государственной службы образованы специальные органы, наделенные соответствующими функциями и полномочиями. К ним относятся Агентство по делам государственной службы и его территориальные подразделения.

2. К характерным чертам Казахстанской системы государственной службы можно отнести:

- разделение государственной службы в Казахстане на административную и политическую;

- отбор и продвижение государственных служащих, основанных на принципе меритократии;

- внедрение конкурсно - карьерной модели в систему государственной службы;

- применение новых технологий в управлении и мониторинге кадровых служб;

- стимулирование постоянного обучения государственных служащих;

- разработку и успешное внедрение информационной системы «электронное Правительство».

3. Основным направлением развития государственной службы в Республике Казахстан на современном этапе становится кардинальное повышение ее эффективности. В Казахстане оценка эффективности государственного управления ведет свой отсчет с момента принятия Указа Президента Республики Казахстан от 19 мая 2010 года №954 «Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы». Одним из немаловажных аспектов оценки эффективности является мониторинг состояния кадров.

- На 1 января 2014 г. штатная численность государственных должностей по республике составляет 97839 единиц, что на 230 единиц больше в сравнении с численностью по состаянию на 1 октября 2013 года.

- Согласно результатам аттестации государственных служащих из 1215 единиц центрального аппарата соответсвует занимаемой должности 1079 служащих, а из 8823 госслужащих регионального уровня успешно прошли аттестацию 87995

- Всего повысили квалификацию- 2468, обучено- 3423, переподготовку в Академии прошли 447 государственных служащих.

4. Следует отметить, что функционирование института государственной службы характеризуется не только положительной динамикой, но и имеет ряд проблемных аспектов развития. К ним относятся:

- проблема демократизации института государственной службы и его взаимодействия с институтами гражданского общества;

- проблема ответственности госслужащих и борьбы с коррупцией в органах государственной власти;

- вопросы стабилизации госаппарата;

- низкий уровень технологизации в предоставлении государственных услуг.

5. В целом, государственная служба Республики Казахстан имеет положительные тенденции развития. По оценке международных организаций и экспертов, Казахстан добился высоких результатов сфере совершенствования модели государственной службы, приблизив свои процедуры к международным стандартам. Что касается ожидаемых результатов, то они очевидны - это создание оптимальной системы государственного управления и улучшение качества предоставляемых услуг населению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: