Методы конкретно-социологических исследований

Социология — наука об обществе, которая складывается из двух подразделений — теоретической социологии и конкретной социологии. Теоретическая социология изучает наиболее общие законы возникновения, функционирования, развития и смены больших социальных систем. Конкретная социология изучает частные социальные явления и прежде всего разнообразные человеческие совокупности. Многообразие частных социальных явлений привело к возникновению ее отдельных отраслей: социологии науки, культуры, массовых коммуникаций, общественного мнения, управления и т.д.

Методы конкретно-социологического исследования применяются, как правило, для исследования массовых социальных явлений. В отношении же документов социологические методы применимы лишь в плане исследования отношения к их форме и содержанию определенных категорий потребителей, определения их шачимости в тот или иной временной промежуток, пенсии влияния документов на умонастроение людей, на формирование общественного мнения, а также в плане исслсдошшия особенностей воздействия документов (или их совокупностей) на социальные структуры и процессы.

К конкретно-социологическим исследованиям можно отнести и многочисленные анкетирования различных групп читателей, проводимые с целью выявления предпочтительных источников информации. В ходе анкетирования они указывали наиболее чисто используемые ими виды документов, продуктивные журналы, отмечали страны, организации, авторские коллективы, публикации которых представляют наибольший интерес. В результате таких исследований выявлялась интенсивность использования различных опубликованных и неопуб-ликошшных документов.

Конкретно-социологические исследования начинаются с выдвижения гипотезы, которую следует подтвердить собранными материалами или опровергнуть. Методы конкретно-социологических исследований подразделяются на методы сбора информпции и методы ее анализа. К числу первых относятся ра шичные формы опроса (массовое анкетирование, интервью, экспертные опросы, наблюдение). К числу методов анализа материала относятся использование статистических группировок, ранжирование, шкалирование, индексирование, выявление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Следует напомнить, что все свойства, с которыми сталкиваются люди, выступают для них либо как количественные, либо как качественные. Когда исследователь сталкивается с признаками, которые в повседневной жизни не имеют количественных характеристик, он делает попытки разработать их сам. Эта искусственная операция по приписыванию признакам количественной определенности называется кван- тификацией. Эта процедура позволяет формализовать явления, которые в реальности не подлежат количественному учету и таким образом установить закономерности.

К числу наиболее важных методов конкретно-социологического исследования относится наблюдение. Во время наблюдения пытаются получить знания об объекте, не подвергая его воздействию со стороны исследователя. Главное достоинство этого метода, то что исследователь лично входит в соприкосновение с изучаемым явлением, минуя все промежуточные звенья. Простое наблюдение используется в двух вариантах — как полевое и как лабораторное. В первом случае оно осуществляется в естественных для наблюдения условиях, а в другом — в искусственных.

Наблюдение обязательно ведется по плану. При наблюдении важно определить объект или число объектов, чтобы правильно сделать выводы в целом обо всем явлении, то есть обеспечить репрезентативность. Этот термин отражает необходимость представить объект наблюдения во всем его многообразии. Это мера возможности восстановить, воспроизвести представление о целом по его части или мера возможности распространить представление о части на включающее эту часть целое. Например, если мы наблюдаем за чтением молодежи, чтобы добиться высокой репрезентативности, нужно наблюдать за отдельно читающими группами (то есть произвести выборку) в том процентном отношении, в котором эти группы представлены в обществе (генеральной совокупности).

При проведении опросов источником информации является человек. Нужные сведения исследователь может добыть либо беседуя с человеком (интервью), либо предлагая ему вопросы, содержащиеся в анкете.

Метод интервью широко применяют в различных сферах деятельности и для исследования отношения людей к различным явлениям действительности, в том числе и в документоведен-ческих исследованиях. Первоначально, на заре зарождения этого метода оно представляло собой беседу без жесткого плана (так называемое «свободное» интервью). Однако постепенно все возрастающее значение начали иметь «стандартизированные» интервью, т.е. беседы по заранее составленному плану. Объяснялось это стремлением исследователей в условиях расширения числа респондентов получить сопоставимые результаты бесед, в которых участвовали различные интервьюеры. Однако стандартизированные интервью не позволяют в полной мере учесть особенности отдельной личности, и сейчас вновь наблюдается растущий интерес к свободным интервью при сохранении лишь общего плана бесед.

Стандартизированное интервью имеет продуманное построение, логически развивающееся от одного вопроса к другому. Вопросы в программе интервью должны иметь внутреннюю динамику, быть связаны между собой.

Интервью почти всегда соединено с двойным наблюдением: интервьюера над респондентом и респондента над самим собой. В сущности ответы респондента являются результатом не только его мыслительной деятельности, но и самонаблюдения, самооценки и опираются на личностный анализ явлений и критериев оценки, которые предстоит выяснить исследователю. Благодаря внутренней системе, заложенной в программе интервью, материал может быть обобщен в определенной закономерности.

Преимущество интервью — в возможности учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме вопроса, выраженное интонацией или мимикой, гибко менять формулировки попросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить дополнительные, уточняющие, контрольные, поясняющие вопросы. Но в связи с индивидуальным характером метода невозможно опросить большое количество людей.

Метод интервью применялся в основном при изучении чтения художественной литературы и читательских интересов. В отличие or других методов, он позволил выявить глубинные моменты процесса чтения и особенности личности читателя, реакцию читателя на книги, формирования информационных потребностей,

Анкетирование по сравнению с интервьюированием имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества состоят в том, что анкета требует меньше затрат и в ее ответах отсутствуют смешения под влиянием личности интервьюера. Недостатки заключаются в большом числе уклонившихся от ответов и невозможности выявить причину противоречивости отдельных ответов, установить степень искренности, информированности респондентом.

При использовании этого метода большое значение имеет пранильийй конструкции анкет. Так, при разработке анкеты должны соблюдаться следующие правила. Содержание анкеты должно пыи. подчинено теме и задачам исследования. Для этого каждый из вопросов анкеты должен быть соотнесен с исследовательскими задачами. Язык анкеты должен быть освобожден от распространенных клише, газетных штампов и стереотипных оборотов. Последовательность вопросов должна строиться таким образом, чтобы на всем протяжении заполнения анкеты у респондента сохранялся интерес к ней. При формулировке «подсказок» необходимо избегать психологического давления на респондента. Респондент не должен решать в ходе опроса сложных задач, отнимающих у него много времени. Анкета должна быть выверена во времени и построена с учетом обстоятельств, проистекающих из места проведения опроса.

Одна из главных проблем анкетирования — возврат анкет. Чтобы повысить возврат анкет, используют ряд мер. Например, персональное обращение к читателю. Известную роль играет объяснение целей анкетирования. Еще большее значение имеет состав лиц, вернувших анкету. Исследования социологов показывают, что наиболее активными бывают лица преклонного возраста. А это существенно влияет на подсчет результатов, искажает картину.

Материалы опросов шифруют для ручной или машинной обработки, а ответы в свободной форме подвергают контент-анализу и впоследствии тоже шифруют для статистической обработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: