Для защиты сунны от всяческих измышлений и ошибок мусульманские учёные пользовались общепринятыми методами для проверки достоверности доходивших до них сообщений. Так, например, они выясняли у своих информаторов, слышали ли они своими ушами то, что передавали им, или же выясняли, от кого они услышали это, после чего начинали собирать сведения о передатчике этого хадиса, и если выяснялось, что он достоин доверия, то сообщение принималось, в противном же случае оно отвергалось. При этом, поскольку речь шла о сунне пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, являющейся второй после Корана основой шариата, их исследования проводились с особой тщательностью.
С целью защиты сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, от всевозможных примесей и ошибок мухаддисы пользовались несколькими методами, среди которых можно выделить следующие:
Иснад.
Иснадом называется цепь передатчиков того или иного хадиса, заканчивающаяся именем того, кто первым передал его текст (матн). За исключением сподвижников, которые слышали слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, непосредственно от него самого, хадисы принимались лишь от таких людей, которые упоминали имена тех, от кого они слышали сообщения о нем. В связи с этим, чем больше времени проходило после смерти пророка, да пребудут над ним благословения и мир, тем длиннее становились иснады, а составители сборников и передатчики хадисов стали говорить: ” Передал мне такой-то, которому передал такой-то со слов такого-то... ”-, в конце концов передавая слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
И если даже представить себе, что кто-либо фабриковал хадис, снабжая его иснадом, то любой из бравших этот хадис от такого человека обязательно упоминал его в своем иснаде. В результате этот лжец автоматически превращался в одно из звеньев иснада, после чего становилось известно, что именно он и несет ответственность за фабрикацию. Таким образом, иснад является надёжным заслоном, с помощью которого Аллах защитил сунну, и относится к числу отличительных особенностей этой обшины, и именно поэтому имам Абдуллах бин аль-Мубарак сказал:
- Иснад имеет отношение к религии, а если бы не иснад, то каждый говорил бы, что хотел.
2 - Наука отвода и подтверждения
(ильм джарх ва та’диль).
Это весьма важная область знания, благодаря которому достоверные хадисы можно отличать от ложных, а сильные - от слабых, в силу чего и требуется иснад. Это включает в себя целый ряд вещей, важнейшими из которых являются:
-Изучение всего комплекса сведений о передатчиках
разъяснение того, правдивостью или лживостью отличались их сообщения, не допускали ли они отклонений и не придерживались ли нововведений и были ли они добросовестными, а также разъяснение подобных этим вещей, что играло свою роль при решении вопроса о том, можно ли принимать их сообщения; собирание высказываний о передатчиках таких авторитетов в этой области,каковыми являлись Йахйа аль-Каттан, Ахмад бин Ханбаль, Йахйа бин Му’ин, аль-Бухари и Абу Хатим ар-Рази. Подтверждая сообщения передатчиков и называя их правдивыми или, наоборот, находя их сообщения слабыми и отводя их, эти автортеты либо опирались на свои знания о передатчике, в основе которых лежали критические замечания его шейхов и других таких же передатчиков, являвшихся его современниками и знавших его, либо собирали различные переданные им хадисы и сравнивали их с теми их версиями, которые приводили передатчики, по общему мнению всех заслуживающие доверия, и если обнаруживалось много расхождений, это указывало на его слабость, а если сообщения совпадали друг с другом, это указывало на соблюдение необходимых требований и мастерство передатчика.
На эту тему ещё в первые века ислама было написано множество сочинений. К числу наиболее известных из них относится книга Ибн Сурура аль-Макдиси, где собраны сведения о тех людях, на основе сообщений которых были составлены шесть вышеупомянутых наиболее авторитетных сборников. Это сочинение носит название “Аль-кямаль фи асма ар-риджаль”. Впоследствии оно было исправлено Абу-ль-Хаджжаджем аль-Маззи, написавшим “Тахзиб аль-кямаль”, а ещё позже Ибн Хаджар кратко изложил содержание сочинения Ибн Сурура в своём
известном труде “Тахзиб ат-тахзиб” и передал его основные положения в другой своей книге под названием “ Такриб ат-тахзиб”.
- Разработка положений
по определению того, на основании чего сообщение передатчика отводится ввиду сомнений в его добросовестности или точности, а также установление тех знатоков передатчиков, которые принимали его слова, и определение времени, когда это было сделано, наряду с определением степени их строгости в том, что касается отвода, и степени их снисходительности в том, что касается подтверждения. Разработка положений относительно тех случаев, когда сообщению одного и того же передатчика можно было дать и отвод, и подтверждение. Разработка положений, касающихся разъяснения и понимания смысла каждого из выражений, употреблявшихся знатоками, и того места, которое то или иное выражение занимало на шкале степеней подтверждения и отвода. Примером могут служить следующие выражения: правдивый, благочестивый, неплохой, это дело спорное и т.д.
Терминология хадисов
(наука об основах хадисов).
Здесь имеются в виду определённые принципы, на основании которых судят о том, следует ли принимать или отвергать передатчика и то, что он передает.
В зависимости от того, каким образом хадисы доходили до нас, они делятся на два вида:
1 - Следующие один за другим — имеются ввиду широко известные хадисы (мутаватир).
Так называются хадисы, передаваемые целой группой передатчиков, которые, как правило, не могли вступить в сговор с целью фальсификации.
Повторяющимися они могут являться в том смысле, что в них использованы одни и те же выражения. Примером может служить тот хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пусть тот, кто сознательно будет возводить на меня ложь, займет своё место в аду».
В таком виде эти слова передали более семидесяти сподвижников.
Повторяющимся хадис может быть и в том что касается его смысла, когда имеется много различных по форме и содержанию хадисов, которые, однако, имеют между собой и нечто общее. К числу таких хадисов относятся те, в которых сообщается о водоёме и заступничестве.
2 - Отдельные (ахад).
Так называются все те хадисы, которые нельзя отнести к числу повторяющихся, иначе говоря, те, что передаются меньшим количеством людей.
Если хадис передаётся со слов троих и более передатчиков, он называется известным (машхур).
Если хадис передаётся со слов двоих, он называется редким (азиз).
Если хадис передаётся со слов одного, он называется “ неизвестным ” (гариб).
Следует отметить, что ни одна из этих степеней не имеет прямого отношения к достоверности или слабости хадиса. Так, например, известный хадис может быть слабым, а неизвестный — достоверным или достовернейшим.
Хадисы классифицируются и с точки зрения того, к какому источнику возводится их текст, что также не связано напрямую с их достоверностью или слабостью.
Хадис кудси (священный хадис).
Так называются такие хадисы, текст (матн) которых, как указывал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, заключает в себе слова его Господа.
В пример можно привести хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах Всемогущий и Великий сказал:” Я приготовил для Своих праведных рабов то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и о чём не могло и помыслить сердце человека”».