Общеизвестным принципом деятельности В. Системы был принцип: ПРАВО – ЕСТЬ РЕЛИГИЯ.
В вестфальских документах подчеркивается, что важнейшим признаком суверенного государства является
1. Суверенитет, как право государства выступать высшим судьей в национальных интересах
2. Государство является единственным представителем нации в мо делах.
3. Абсолютный приоритет национальных интересов государства.
4. Борьба за безопасность в координатах баланса сил.
5. Предоставление государству монопольное право на легитимное применение насилия.
6. Естественным продолжением этой монополии становились и другие признаки суверенитета.
a. Исключительное право устанавливать налоги
b. Право требовать верности от своих граждан и мобилизовывать их во время войны
c. Право выступать судьей в спорах между подданными.
d. Исключительное право представлять граждан страны на международной арене.
В наши дни исследователи проблемы суверенитета очень часто отмечают, что понятие суверенитета обычно применяется для обозначения четырех различных явлений:
|
|
1. Внутреннего суверенитета (организация власти в пределах страны)
2. Суверенитет границ и способность правительств контролировать передвижение через пограничные рубежи.
3. Предполагается международно-правовой суверенитет или взаимное признание государствами друг друга.
4. Вестфальский суверенитет предполагал недопущение внешних вмешательств во внутренние дела страны.
Все ученые и политики признают, что именно принцип невмешательства в дела государства и его возможность самостоятельно устанавливать правила своего внутреннего устройства остаются основными признаками суверенитета. Рассмотрев основные принципы суверенитета, можно утверждать:
1. Вестфальская система не была воплощением какого то совершенного проекта.
2. Подписанты исторического договора пошли на это ради обеспечения своих насущных интересов, которые вместе с тем могли со временем меняться.
3. На каждом историческом этапе своего существования Вестфальская система сочетала:
a. Внутреннюю статистику (логику равенства государств)
b. Текущие гигемонистские устремления (соображения неравенства)
4. Во многом связи и отношения между государствами формально с самого начала были крайне неоднозначны.
5. Основания вестфальской системы начали расшатываться по мере того, как европейские державы стали допускать в круг суверенных государств свои бывшие колонии.
6. Уже в середине 18 столетия группа философов сформулировала универсальное правило: согласно которому слабое государство всегда выступают наиболее убежденными сторонниками принципа невмешательства.
|
|
Т.О. двумя главными причинами постепенной, но неизбежной эрзи вестфальской системы представляется:
1. Неформализованное сосуществование с другими системами суверенитета.
2. Ее противоречивость позволяла национальным государствам определять меру приверженности к её принципам в соответствие с своими сиюминутными чем перспективными интересами.
Имеются точки зрения, что отдельные положения вестфальской системы сохранили себя и в настоящее время. Центральным аргументом в пользу увековечивания в.с. является утверждение, что все государства ведут себя в международных делах одинаково. На самом же деле направления развития государств различны.
Более 200 лет назад Кант в трактате «Вечный мир» высказал догадку, что республиканские общества в силу своего демократического устройства более компромиссны в своей внешней политике и менее предрасположены к войне, чем авторитарные нереспубликанские режимы. Выводы о неизбежной универсализации государств содержится в работах Гейгеля.
Эти идеи о связи демократического устройства общества и его мирной внешней политики обоснованы в теоретических положениях школы мирной теоремы. Основные положения мирной теоремы:
1. Демократические государства не менее воинственны, чем автократические режимы.
2. В столкновение с автократиями демократии как правило побеждают.
3. Зрелые демократии никогда не воевали с друг другом
4. И т.д.
В современных условиях некоторые ученые подчеркивают, что наступает закат наций-государств (особенно для афро-азиатских стран):
1. Образование нации-государства в странах первичной модернизации связано с переходом от аграрного к индустриальному обществу (длительный процесс).
2. Предпосылками и условиями возникновения государств такого типа являлось:
a. Образование однородных экономических и правовых полей.
b. Становление правового государства, что предполагает общую систему ценностей
c. При сохранение, этнических, конфессиональных и других различий формируется единая культура.
d. Складывается нация, как результат политического, культурного синтеза. Её становление синхронно развитию государственности.
e. Нации-государства может существовать лишь, опираясь на солидарные чувства национального сообщества.
f. Каждый новый субъект международного сообщества автоматически получает статус нации-государства.
3. В преобладающем большинстве новых независимых государств
a. Не сложилось и не может быть создано единое национальное экономическое поле.
b. Не может существовать и единого правового пространства.
4. В этих условиях поиск ориентиров ведет к преобладанию этнической и профессиональной идентичности и усилению этнократических и теократических тенденций.
5. Международное сообщество располагает ограниченными возможностями для поддержания стабильности молодых наций государств.
Сегодня было бы корректнее говорить не о международных отношениях, как об отношениях между государствами, но и о мировой политике, которая синтезирует и внутреннюю и внешнюю политику национальных государств.
Консолидация международных режимов способствует возможностям и потребностям мирового сообщества:
1. Задачи по охране окружающей среды
2. Регулирование потребления некоторых природных запасов
3. Управление глобальными иммиграционными потоками
4. Защита от природных и техногенных катастроф.
5. Каординация действий против угрозы мирового криминального сообщества.