1. Ознакомьтесь в своем районе с библиотечным и небиблиотечным учреждением, обладающим документными фондами. Сравните состав и структуру их фондов, определите возможности их взаимного формирования и использования.
ГЛАВА 6 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА
6.1. Понятие о документоведении как научной дисциплине
Существуют разные определения понятия «документоведение», однако ни одно из них не стало общепринятым. Впрочем, как и понятие «документ». И это закономерно, поскольку «документоведение» — термин многоаспектный, структурно-разветвленный, касающийся различных сторон документа и документно-коммуникационной деятельности — явлений не менее сложных и многоплановых. По этой причине термин слабо поддается однозначному толкованию, тем более — краткому определению.
Документоведение — это наука о документе и документно-коммуникационной деятельности. Это научная дисциплина, изучающая закономерности создания и функционирования документов, разрабатывающая принципы построения документно-коммуникационных систем и методы их деятельности.
Документоведение исследует документ как источник информации и средство социальной коммуникации. Это комплексная наука о документе и документно-коммуникацион-
ной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе.
6.2. Основные этапы развития документоведения
Документоведение относится к разряду молодых наук, оно еще окончательно не сформировалась как научная дисциплина, обобщающая совокупность знаний о документе. Эта наука возникла не сразу, прошла в своем развитии несколько этапов.
Исторически первой в этом ряду стоит документацион-ная наука, возникшая в конце XIX в. и получившая международное признание в первой половине XX в. Под этим названием развивалась наука, предметом которой была доку-ментационная деятельность, включающая процессы сбора, систематизации, хранения, поиска и распространения (а с середины 1940-х годов — и создания) документов во всех сферах общественной жизни. Эта наука еще имела название «кни-го-архиво-музееведение».
Основоположником документационной науки является Поль Отле. Он предлагал назвать науку, изучающую документную деятельность, библиологией или документелогией, что было связано с отождествлением книги и документа.
Со временем в процессе дифференциации в качестве самостоятельных научных дисциплин выделились теория классификации документов, теория документных потоков, теория индексирования и реферирования.
История документационной науки оказалась короткой. В середине XX в. (50—60-е годы) процессы коммуникации начинают рассматриваться не только в ракурсе одного из их средств — документа, но и более широко — как информационные. Понятие «документ» уступает место понятию «информация», поскольку первое является производным от второго. Первоначальные представления о предмете документационной науки были модернизированы и приобрели информационное и кибернетическое содержание.
Раздел I. Теоретические основы документоведения
Глава 6. Документоведение как наука
С начала 1960-х годов начинают развиваться научные направления под названием документалистика и документоведение. Первая рассматривается как прикладная отрасль кибернетики, занимающаяся оптимизацией управления документными системами всех типов — от изобразительного искусства до канцелярского делопроизводства. С этой целью документалистика изучает структуру и свойства матричных документов, методы и средства автоматической обработки, хранения, поиска и использования их, документные потоки и документные массивы для оптимизации управления крупными, главным образом, многоканальными документными системами. Однако документалистика не отражает всего диапазона исследований документа, проблем его производства, распространения и использования и не может быть обобщающей наукой о документе.
В это время документоведение развивается как научное направление, в задачи которого (по К.Г. Митяеву) входит изучение в историческом аспекте развития способов, отдельных актов и систем документирования явлений объективной действительности и его результата — создания документов, их комплексов и систем. Позднее под документоведением стали понимать науку о правилах оформления административных документов и ведения документационного хозяйства. Документоведение отождествляют с делопроизводством и рассматривают как раздел архивоведения. Такая узкая трактовка документоведения сохранилась в известной степени и до наших дней. Естественно, что в таком понимании документоведение не могло претендовать на роль обобщающей науки о документе, т. к. оно ограничено управленческой сферой. За его пределами оказываются другие сферы человеческой деятельности — наука, техника, культура, социальная жизнь и т. д.
В конце 1960-х годов с развитием информатики (А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С. Гиляревский) переосмысливаются в значительной мере достижения документационной науки, существование последней в виде автономной научной дисциплины фактически прекращается. В 1973 г. предпринимаются редкие попытки (Г.Г. Воробьев, К.Н. Рудельсон) обоб-
щить теоретические сведения о документе, разработать его концептуальные основы с помощью информационного анализа. Часть вопросов, связанных с классификацией документов, созданием информационных моделей документа, исследованием документных информационных потоков, вошли в соответствующие разделы библиотеке-, библиографо-, архивоведения и информатики.
Вплоть до середины 1980-х годов обобщающими науками о документе считались документалистика и информатика. Однако информатика (информациеведение) занимается изучением и документной, и недокументной информации. Вне ее поля зрения находится документ в его материальной ипостаси, условия производства, хранения, организации работы с документами. Поэтому, как и документалистику, использовать информатику в качестве обобщающей науки о документе достаточно сложно.
Ко второй половине 1980-х годов осознается тот факт, что именно обобщающее понятие документа наиболее адекватно отражает предмет профессиональной деятельности сотрудников библиотек, органов информации, архивов, музеев, книжных магазинов и т. п. Этому способствовало внедрение в профессиональную деятельность компьютерной техники и машиночитаемых носителей информации.
Дальнейшее развитие общедокументальных подходов связано с именами Д.Ю. Теплова, А.В. Соколова, Ю.Н. Столярова, О.П. Коршунова, в работах которых понятие «документ» выступает как самостоятельная лексическая единица. Авторами наиболее фундаментальных работ, посвященных анализу понятия «документ», классификации документов, являются Ю.Н. Столяров, Г.Н. Швецова-Водка, С.Г. Кулешов. С появлением их работ в становлении и развитии документоведения начинается качественно новый этап. Проблемы документоведения приобретают междисциплинарный характер, ими занимаются библиотеко- и библиографоведы, специалисты в области информатики, книговеды.
В начале 1990-х годов ощущается необходимость в создании науки о документе либо комплекса научных документо-ведческих дисциплин. Для обобщающего названия науки о
Раздел I. Теоретические основы документоведения
^„ава 6. Документоведение как наука
документе начинает использоваться ряд названий: информа-ционно-коммуникационная наука (А.В. Соколов), документа-ционно-информационная наука (Г.Н. Швецова-Водка) и т. п; Ядро такого комплекса наук о документе составляют библиотеке-, библиографо-, книго-, архиво-, музееведение и инфор-матика. Общим для них является исследование документа как объекта, созданного специально для передачи инфор-мации.
Каждая из этих областей знания имеет свои специальные задачи, формы и методы работы с документами, однако тео-рия и история документа являются общими для них. К общетеоретической проблематике относится прежде всего фун-кциональный анализ документов, изучение их особенностей как материальных объектов с зафиксированной в них информацией, вопросы классификации и типологизации доку* ментов и т. п. Изучением общедокументных вопросов при* звано заниматься документоведение.
6.3. Объект и предмет документоведения
Формирование документоведения как научной дисциплины предполагает определение основных ее составляющих: объекта, предмета, структуры, методов, понятийного аппарата; — в их единстве и целостности, т.е. как системной научной дисциплины.
Документоведение — молодая наука, поэтому ее составляющие определены недостаточно четко.
Объектом документоведения как науки является компг лексное изучение документа как системного объекта, специально созданного для хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени. Документ создается в ходе документно-коммуникационной деятельности, поэтому объектом науки являются все виды этой деятельности —т создание, производство, хранение, распространение и использование документов, создание систем документации. Объект науки отвечает на вопрос: что изучает документоведение.
Предмет науки должен ответить на вопрос: каким именно образом, зачем, с какой целью и для чего именно изучают
объект, а через него и объективную реальность. Предмет науки определяет содержание научного знания об объекте — документе и документно-коммуникационной деятельности.
Предметом документоведения является создание научного знания о документе в единстве его информационной и материальной составляющих, о закономерностях создания и функционирования документов в обществе.
Документоведение изучает документ как предмет на теоретическом, историческом и методическом (практическом) уровнях. Оно исследует документ как систему, его свойства, параметры, структуру, функции, методы и способы документирования, классификацию и типологизацию документов. В поле его внимания находятся общие закономерности создания, распространения, хранения и использования документов. Причем предметом изучения может служить документ в целом либо его отдельные аспекты, специфические черты документно-коммуникационной деятельности.
6.4. Структура документоведения
Как и любая научная дисциплина, документоведение имеет структуру, которая пока находится в стадии формирования.
Структурно документоведение делится на две подсистемы: общее и особенное документоведение (см. таблицы 2 и 3).
Содержанием общего документоведения являются общетеоретические, исторические и организационно-методические проблемы науки о документе и документно-коммуникационной деятельности, т. е. ее сущность, объект, предмет и структура, терминология, концепции, установление соотношения с Другими науками, закономерности и принципы развития и Функционирования документа в системе документных коммуникаций и т. п.
Общее документоведение состоит из трех разделов: теория документа, история документа, история и теория документно-коммуникационной деятельности.
Теория документа (документология) — ядро документоведения. Она изучает общетеоретическую проблематику, связанную с понятийным аппаратом, функциональным анали-
Раздел I. Теоретические основы документоведения
Глава 6. Документоведение как наука
Таблица 2. Структура документоведения как науки
Аспекты | Документоведение |
общее особенное | |
Теория | Теоретическое |
История | Историческое |
Организация, управление, методика | Организационно-методическое |
Территория: мир, группа стран, страна, регион | Всемирное Международное Страноведческое Региональное |
Сравнение | Сравнительное |
Таблица 3. Структура особенного документоведения
Основание деления | Примеры |
Тип или вид документно-информационной системы (организации) | Библиотековедение Библиографоведение Архивоведение Музееведение Информациеведение и т. д. |
Вид документно-информационной деятельности | Документное фондоведение Каталоговедение Учение о хранении документов Делопроизводство и т. п. |
Вид, разновидность документа | Книговедение Патентоведение Картоведение Киноведение Отраслевое документоведение и т. п. |
зом документов, изучением их характеристик как материальных объектов и зафиксированной в них информации, вопросы типологизации и классификации документов, их параметров и свойств, как средства коммуникации и элемента документных фондов.
История раскрывает закономерности становления и развития документа как источника информации и средства коммуникации в условиях смены конкретной обстановки на определенном этапе развития социальной коммуникации,
изменения его содержания и формы в соответствии с документными потребностями общества в тот или иной период
времени.
В разделе документной деятельности изучается история и общая методика создания и функционирования документа в системе документальной коммуникации (создание, производство, сбор, хранение, распространение и использование), т. е. документа, функционирующего в целостном коммуникативном цикле «автор документной информации — потребитель ее». Особенное документоведение изучает особенности, характерные для отдельных типов и видов документов (книги, патенты, ноты, карты, кинофильмы, оптические диски и т. д.), отдельные процессы документно-коммуникационной деятельности (документирование, документоиздание, документорас-пространение, документохранение, документопользование). В качестве особенного может выступать любой признак, заслуживающий теоретического рассмотрения.
Особенное документоведение подразделяется на специальное и частное документоведение. Специальное документоведение изучает особенности документов, являющихся объектами библиотечного, архивного, музейного дела, т.е. специфику документов, функционирующих в информационных центрах, библиотеках, архивах, музеях и других документно-коммуникационных структурах. Кроме того, предметом специального документоведения может служить изучение специфики различных процессов документно-коммуникационной деятельности (документирование, делопроизводство, фондоведение и т. п.).
Предметом частного документоведения выступают отдельные виды и разновидности документа. Отсюда в качестве частнонаучных документоведческих дисциплин представлены: книго-, патенто-, картоведение и т. п.
Таким образом, специальное и частное документоведение есть специфическое проявление общего. В совокупности с общим особенное документоведение образует единое документоведение.
1&0 Раздел I. Теоретические основы документоведвй
6.5. Взаимосвязь документоведения с другими науками
Современный этап характеризуется активизацией изучения документа всеми науками, где он выступает главщн] либо одним из объектов исследования. Объединение усилия этих наук создает интегративное направление развития знц ний о документе. В результате это привело к формировании теории документа и документной деятельности, становлении документоведения как метанауки для всех наук документ* но-коммуникативного цикла.
Документоведение как интегративная научная дисциплщ: на тесно связано с делопроизводством, книго-, библиотеко-библиографо-, архивоведением, информатикой и др. При более широком подходе в состав документоведения входия историческое источнике- и музееведение, семиотика, текстси логия, кодикология и другие науки. И чем выше уровевд обобщения в теоретических основах такого объединения и н подходе к трактовке понятия «документ», тем большим бу*» дет круг отраслей знаний, которые входят в документоведе. ние. Усиление связей между отраслями знаний, которые. изучают различные носители информации, является обоюднв полезным.
Особенно тесная связь документоведения с библиографо-» библиотеке-, книго-, а также архивоведением. Сюда же вхоч дит информатика, особенно та ее часть, которая изучает докул ментную информацию, созданную с помощью компьютерной техники на дискретных носителях. Общим для них являет* ся то, что эти дисциплины оперируют документами как объектами, созданными специально для хранения и передачи информации. Однако выработка общей дефиниции понятия «документ» не входит в их компетенцию, этим занимается документоведение. Документоведение изучает специфику документов как вещественных изделий и зафиксированной на них информации, достижения в области классификации и типологизации документов, а также закономерности, выявленные при исследовании процесса эволюции документа, формирования современных документных потоков и массивов.
б. Доку ментоведение как наука _________________________________ 157
Особенностью документоведения является то, что оно изучает документ в целом, его свойства, структуру, форму, язык документирования, способы восприятия и обработки информации, зафиксированной на материальном носителе.
В рамках этой метанауки документ изучается в его целостности:
1) документ как единство информационной и материальной составляющих;
2) документ в системе документной коммуникации.
Отдельные свойства, стороны, признаки, функции документа могут входить составной частью в другие научные дисциплины документно-коммуникационного цикла, которые изучают особенности тех групп документов, с которыми имеет дело соответствующая науке сфера практической деятельности. Изучение документа в его целостности (единстве) является объектом лишь документоведения. Это обстоятельство отличает документоведение от других научных дисциплин, в объект которых документ входит каким-либо своим видом, компонентом, свойством, признаком — как его составная часть.
Отдельные виды документов и документно-коммуникационной деятельности имеют существенную специфику, которая составляет предмет изучения частнонаучных докумен-товедческих дисциплин: делопроизводства, книго-, карто-, патенто-, киноведения, журналистики и др. В частности, предметом книговедения как частнонаучной дисциплины является книга и книжное дело, патентоведения — патент и патентное дело. Связь документоведения с информатикой особенно ощутима в той части, которая изучает научные источники информации. Архивоведение изучает документы, несущие ретроспективную информацию, в основном, на бумажном носителе; музееведение — вещественные (вещные) документы, памятники материальной культуры; книговедение — книги (издания), текстовые документы; делопроизводство — Документы, возникающие в процессе управления, делопроизводства; библиотековедение — документы широкого социального назначения (тиражированные); библиографоведение — вторичные документы и т. п.
То есть в частнонаучных дисциплинах вопросы, связанные с документом, рассматриваются не специально, а лишь в
158 Раздел I. Теоретические основы документоведения
той мере, в какой они имеют место в той или иной сфере документно-коммуникационной деятельности.
Таким образом, документоведение — обобщающая, интегративная научная дисциплина по отношению к другим дисциплинам документоведческого цикла. Однако это не значит, что она «поглощает» дисциплины, связанные с определенными отраслями документно-коммуникационной деятельности. Документоведение как и всякая метадисциплина — самоограничивающее по своему характеру: оно охватывает объекты изучения в главных, определяющих чертах, параметрах, качествах, тенденциях, оставляя множество других, сугубо специфических проблем на долю частных научных дисциплин. Обогащая специальные и частные дисциплины разработкой кардинальных теоретико-методологических проблем, интегративная наука повышает творческий потенциал этих дисциплин, обогащает их методологию. Взаимосвязь, интеграция и дифференциация научных дисциплин — одно из условий успешного развития каждой из них.
Контрольные вопросы
1. Что такое документоведение?
2. Каковы основные этапы развития документоведения как науки?
3. Что изучает документоведение?
4. Какая разница между объектом и предметом документоведения?
5. Каковы основные признаки структурирования документоведения как научной дисциплины?
6. В чем состоит общность и отличие общего, особенного, специального и частного документоведения?
7. Каковы связи документоведения с научными дисциплинами документно-коммуникационного цикла?
8. Каковы пути дальнейшей разработки проблем документоведения?
Глава 6. Документоведение как наука