Практическое задание

1. Ознакомьтесь в своем районе с библиотечным и не­библиотечным учреждением, обладающим документными фондами. Сравните состав и структуру их фондов, опреде­лите возможности их взаимного формирования и использо­вания.



ГЛАВА 6 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА

6.1. Понятие о документоведении как научной дисциплине

Существуют разные определения понятия «документове­дение», однако ни одно из них не стало общепринятым. Впро­чем, как и понятие «документ». И это закономерно, посколь­ку «документоведение» — термин многоаспектный, струк­турно-разветвленный, касающийся различных сторон доку­мента и документно-коммуникационной деятельности — явлений не менее сложных и многоплановых. По этой при­чине термин слабо поддается однозначному толкованию, тем более — краткому определению.

Документоведение — это наука о документе и документ­но-коммуникационной деятельности. Это научная дисцип­лина, изучающая закономерности создания и функциониро­вания документов, разрабатывающая принципы построения документно-коммуникационных систем и методы их дея­тельности.

Документоведение исследует документ как источник ин­формации и средство социальной коммуникации. Это комп­лексная наука о документе и документно-коммуникацион-


ной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распростра­нения и использования документных источников информа­ции в обществе.

6.2. Основные этапы развития документоведения

Документоведение относится к разряду молодых наук, оно еще окончательно не сформировалась как научная дисцип­лина, обобщающая совокупность знаний о документе. Эта наука возникла не сразу, прошла в своем развитии несколь­ко этапов.

Исторически первой в этом ряду стоит документацион-ная наука, возникшая в конце XIX в. и получившая между­народное признание в первой половине XX в. Под этим на­званием развивалась наука, предметом которой была доку-ментационная деятельность, включающая процессы сбора, си­стематизации, хранения, поиска и распространения (а с сере­дины 1940-х годов — и создания) документов во всех сферах общественной жизни. Эта наука еще имела название «кни-го-архиво-музееведение».

Основоположником документационной науки является Поль Отле. Он предлагал назвать науку, изучающую доку­ментную деятельность, библиологией или документелогией, что было связано с отождествлением книги и документа.

Со временем в процессе дифференциации в качестве са­мостоятельных научных дисциплин выделились теория клас­сификации документов, теория документных потоков, теория индексирования и реферирования.

История документационной науки оказалась короткой. В середине XX в. (50—60-е годы) процессы коммуникации начинают рассматриваться не только в ракурсе одного из их средств — документа, но и более широко — как информаци­онные. Понятие «документ» уступает место понятию «ин­формация», поскольку первое является производным от вто­рого. Первоначальные представления о предмете документа­ционной науки были модернизированы и приобрели инфор­мационное и кибернетическое содержание.



Раздел I. Теоретические основы документоведения


Глава 6. Документоведение как наука




С начала 1960-х годов начинают развиваться научные направления под названием документалистика и докумен­товедение. Первая рассматривается как прикладная отрасль кибернетики, занимающаяся оптимизацией управления до­кументными системами всех типов — от изобразительного искусства до канцелярского делопроизводства. С этой целью документалистика изучает структуру и свойства матричных документов, методы и средства автоматической обработки, хранения, поиска и использования их, документные потоки и документные массивы для оптимизации управления круп­ными, главным образом, многоканальными документными системами. Однако документалистика не отражает всего ди­апазона исследований документа, проблем его производства, распространения и использования и не может быть обобща­ющей наукой о документе.

В это время документоведение развивается как научное направление, в задачи которого (по К.Г. Митяеву) входит изуче­ние в историческом аспекте развития способов, отдельных актов и систем документирования явлений объективной дей­ствительности и его результата — создания документов, их комплексов и систем. Позднее под документоведением ста­ли понимать науку о правилах оформления административ­ных документов и ведения документационного хозяйства. Документоведение отождествляют с делопроизводством и рассматривают как раздел архивоведения. Такая узкая трак­товка документоведения сохранилась в известной степени и до наших дней. Естественно, что в таком понимании доку­ментоведение не могло претендовать на роль обобщающей науки о документе, т. к. оно ограничено управленческой сфе­рой. За его пределами оказываются другие сферы человечес­кой деятельности — наука, техника, культура, социальная жизнь и т. д.

В конце 1960-х годов с развитием информатики (А.И. Ми­хайлов, А.И. Черный, Р.С. Гиляревский) переосмысливаются в значительной мере достижения документационной науки, существование последней в виде автономной научной дис­циплины фактически прекращается. В 1973 г. предприни­маются редкие попытки (Г.Г. Воробьев, К.Н. Рудельсон) обоб-


щить теоретические сведения о документе, разработать его концептуальные основы с помощью информационного ана­лиза. Часть вопросов, связанных с классификацией докумен­тов, созданием информационных моделей документа, иссле­дованием документных информационных потоков, вошли в соответствующие разделы библиотеке-, библиографо-, архи­воведения и информатики.

Вплоть до середины 1980-х годов обобщающими науками о документе считались документалистика и информатика. Однако информатика (информациеведение) занимается изуче­нием и документной, и недокументной информации. Вне ее поля зрения находится документ в его материальной ипоста­си, условия производства, хранения, организации работы с документами. Поэтому, как и документалистику, использо­вать информатику в качестве обобщающей науки о докумен­те достаточно сложно.

Ко второй половине 1980-х годов осознается тот факт, что именно обобщающее понятие документа наиболее адекватно отражает предмет профессиональной деятельности сотруд­ников библиотек, органов информации, архивов, музеев, книж­ных магазинов и т. п. Этому способствовало внедрение в про­фессиональную деятельность компьютерной техники и ма­шиночитаемых носителей информации.

Дальнейшее развитие общедокументальных подходов свя­зано с именами Д.Ю. Теплова, А.В. Соколова, Ю.Н. Столяро­ва, О.П. Коршунова, в работах которых понятие «документ» выступает как самостоятельная лексическая единица. Авто­рами наиболее фундаментальных работ, посвященных ана­лизу понятия «документ», классификации документов, явля­ются Ю.Н. Столяров, Г.Н. Швецова-Водка, С.Г. Кулешов. С появлением их работ в становлении и развитии документо­ведения начинается качественно новый этап. Проблемы до­кументоведения приобретают междисциплинарный характер, ими занимаются библиотеко- и библиографоведы, специали­сты в области информатики, книговеды.

В начале 1990-х годов ощущается необходимость в созда­нии науки о документе либо комплекса научных документо-ведческих дисциплин. Для обобщающего названия науки о



Раздел I. Теоретические основы документоведения


^„ава 6. Документоведение как наука




документе начинает использоваться ряд названий: информа-ционно-коммуникационная наука (А.В. Соколов), документа-ционно-информационная наука (Г.Н. Швецова-Водка) и т. п; Ядро такого комплекса наук о документе составляют биб­лиотеке-, библиографо-, книго-, архиво-, музееведение и инфор-матика. Общим для них является исследование докумен­та как объекта, созданного специально для передачи инфор-мации.

Каждая из этих областей знания имеет свои специальные задачи, формы и методы работы с документами, однако тео-рия и история документа являются общими для них. К об­щетеоретической проблематике относится прежде всего фун-кциональный анализ документов, изучение их особенностей как материальных объектов с зафиксированной в них ин­формацией, вопросы классификации и типологизации доку* ментов и т. п. Изучением общедокументных вопросов при* звано заниматься документоведение.

6.3. Объект и предмет документоведения

Формирование документоведения как научной дисцип­лины предполагает определение основных ее составляющих: объекта, предмета, структуры, методов, понятийного аппарата; — в их единстве и целостности, т.е. как системной научной дисциплины.

Документоведение — молодая наука, поэтому ее состав­ляющие определены недостаточно четко.

Объектом документоведения как науки является компг лексное изучение документа как системного объекта, специ­ально созданного для хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени. Документ создается в ходе документно-коммуникационной деятельности, поэто­му объектом науки являются все виды этой деятельности —т создание, производство, хранение, распространение и исполь­зование документов, создание систем документации. Объект науки отвечает на вопрос: что изучает документоведение.

Предмет науки должен ответить на вопрос: каким имен­но образом, зачем, с какой целью и для чего именно изучают


объект, а через него и объективную реальность. Предмет на­уки определяет содержание научного знания об объекте — документе и документно-коммуникационной деятельности.

Предметом документоведения является создание науч­ного знания о документе в единстве его информационной и материальной составляющих, о закономерностях создания и функционирования документов в обществе.

Документоведение изучает документ как предмет на тео­ретическом, историческом и методическом (практическом) уровнях. Оно исследует документ как систему, его свойства, параметры, структуру, функции, методы и способы докумен­тирования, классификацию и типологизацию документов. В поле его внимания находятся общие закономерности созда­ния, распространения, хранения и использования докумен­тов. Причем предметом изучения может служить документ в целом либо его отдельные аспекты, специфические черты документно-коммуникационной деятельности.

6.4. Структура документоведения

Как и любая научная дисциплина, документоведение имеет структуру, которая пока находится в стадии формирования.

Структурно документоведение делится на две подсистемы: общее и особенное документоведение (см. таблицы 2 и 3).

Содержанием общего документоведения являются обще­теоретические, исторические и организационно-методические проблемы науки о документе и документно-коммуникаци­онной деятельности, т. е. ее сущность, объект, предмет и струк­тура, терминология, концепции, установление соотношения с Другими науками, закономерности и принципы развития и Функционирования документа в системе документных ком­муникаций и т. п.

Общее документоведение состоит из трех разделов: тео­рия документа, история документа, история и теория доку­ментно-коммуникационной деятельности.

Теория документа (документология) — ядро документо­ведения. Она изучает общетеоретическую проблематику, свя­занную с понятийным аппаратом, функциональным анали-



Раздел I. Теоретические основы документоведения


Глава 6. Документоведение как наука




Таблица 2. Структура документоведения как науки

Аспекты Документоведение
общее особенное
Теория Теоретическое
История Историческое
Организация, управление, методика Организационно-методическое
Территория: мир, группа стран, страна, регион Всемирное Международное Страноведческое Региональное
Сравнение Сравнительное

Таблица 3. Структура особенного документоведения

Основание деления Примеры
Тип или вид документно-информационной системы (организации) Библиотековедение Библиографоведение Архивоведение Музееведение Информациеведение и т. д.
Вид документно-информационной деятельности Документное фондоведение Каталоговедение Учение о хранении документов Делопроизводство и т. п.
Вид, разновидность документа Книговедение Патентоведение Картоведение Киноведение Отраслевое документоведение и т. п.

зом документов, изучением их характеристик как матери­альных объектов и зафиксированной в них информации, воп­росы типологизации и классификации документов, их пара­метров и свойств, как средства коммуникации и элемента документных фондов.

История раскрывает закономерности становления и раз­вития документа как источника информации и средства ком­муникации в условиях смены конкретной обстановки на определенном этапе развития социальной коммуникации,


изменения его содержания и формы в соответствии с доку­ментными потребностями общества в тот или иной период

времени.

В разделе документной деятельности изучается история и общая методика создания и функционирования документа в системе документальной коммуникации (создание, производ­ство, сбор, хранение, распространение и использование), т. е. до­кумента, функционирующего в целостном коммуникативном цикле «автор документной информации — потребитель ее». Особенное документоведение изучает особенности, харак­терные для отдельных типов и видов документов (книги, па­тенты, ноты, карты, кинофильмы, оптические диски и т. д.), отдельные процессы документно-коммуникационной деятель­ности (документирование, документоиздание, документорас-пространение, документохранение, документопользование). В качестве особенного может выступать любой признак, заслу­живающий теоретического рассмотрения.

Особенное документоведение подразделяется на специаль­ное и частное документоведение. Специальное документо­ведение изучает особенности документов, являющихся объек­тами библиотечного, архивного, музейного дела, т.е. специ­фику документов, функционирующих в информационных цен­трах, библиотеках, архивах, музеях и других документно-ком­муникационных структурах. Кроме того, предметом специ­ального документоведения может служить изучение специ­фики различных процессов документно-коммуникационной деятельности (документирование, делопроизводство, фондове­дение и т. п.).

Предметом частного документоведения выступают от­дельные виды и разновидности документа. Отсюда в каче­стве частнонаучных документоведческих дисциплин пред­ставлены: книго-, патенто-, картоведение и т. п.

Таким образом, специальное и частное документоведение есть специфическое проявление общего. В совокупности с общим особенное документоведение образует единое доку­ментоведение.


1&0 Раздел I. Теоретические основы документоведвй

6.5. Взаимосвязь документоведения с другими науками

Современный этап характеризуется активизацией изуче­ния документа всеми науками, где он выступает главщн] либо одним из объектов исследования. Объединение усилия этих наук создает интегративное направление развития знц ний о документе. В результате это привело к формировании теории документа и документной деятельности, становлении документоведения как метанауки для всех наук документ* но-коммуникативного цикла.

Документоведение как интегративная научная дисциплщ: на тесно связано с делопроизводством, книго-, библиотеко-библиографо-, архивоведением, информатикой и др. При бо­лее широком подходе в состав документоведения входия историческое источнике- и музееведение, семиотика, текстси логия, кодикология и другие науки. И чем выше уровевд обобщения в теоретических основах такого объединения и н подходе к трактовке понятия «документ», тем большим бу*» дет круг отраслей знаний, которые входят в документоведе. ние. Усиление связей между отраслями знаний, которые. изучают различные носители информации, является обоюднв полезным.

Особенно тесная связь документоведения с библиографо-» библиотеке-, книго-, а также архивоведением. Сюда же вхоч дит информатика, особенно та ее часть, которая изучает докул ментную информацию, созданную с помощью компьютерной техники на дискретных носителях. Общим для них являет* ся то, что эти дисциплины оперируют документами как объек­тами, созданными специально для хранения и передачи ин­формации. Однако выработка общей дефиниции понятия «документ» не входит в их компетенцию, этим занимается документоведение. Документоведение изучает специфику документов как вещественных изделий и зафиксированной на них информации, достижения в области классификации и типологизации документов, а также закономерности, выявлен­ные при исследовании процесса эволюции документа, форми­рования современных документных потоков и массивов.


б. Доку ментоведение как наука _________________________________ 157

Особенностью документоведения является то, что оно изу­чает документ в целом, его свойства, структуру, форму, язык документирования, способы восприятия и обработки инфор­мации, зафиксированной на материальном носителе.

В рамках этой метанауки документ изучается в его цело­стности:

1) документ как единство информационной и материаль­ной составляющих;

2) документ в системе документной коммуникации.

Отдельные свойства, стороны, признаки, функции докумен­та могут входить составной частью в другие научные дисцип­лины документно-коммуникационного цикла, которые изуча­ют особенности тех групп документов, с которыми имеет дело соответствующая науке сфера практической деятельности. Из­учение документа в его целостности (единстве) является объек­том лишь документоведения. Это обстоятельство отличает до­кументоведение от других научных дисциплин, в объект кото­рых документ входит каким-либо своим видом, компонентом, свойством, признаком — как его составная часть.

Отдельные виды документов и документно-коммуника­ционной деятельности имеют существенную специфику, ко­торая составляет предмет изучения частнонаучных докумен-товедческих дисциплин: делопроизводства, книго-, карто-, патенто-, киноведения, журналистики и др. В частности, пред­метом книговедения как частнонаучной дисциплины явля­ется книга и книжное дело, патентоведения — патент и па­тентное дело. Связь документоведения с информатикой осо­бенно ощутима в той части, которая изучает научные источ­ники информации. Архивоведение изучает документы, несу­щие ретроспективную информацию, в основном, на бумажном носителе; музееведение — вещественные (вещные) докумен­ты, памятники материальной культуры; книговедение — книги (издания), текстовые документы; делопроизводство — Документы, возникающие в процессе управления, делопроиз­водства; библиотековедение — документы широкого социаль­ного назначения (тиражированные); библиографоведение — вторичные документы и т. п.

То есть в частнонаучных дисциплинах вопросы, связан­ные с документом, рассматриваются не специально, а лишь в


 

158 Раздел I. Теоретические основы документоведения

той мере, в какой они имеют место в той или иной сфере документно-коммуникационной деятельности.

Таким образом, документоведение — обобщающая, интег­ративная научная дисциплина по отношению к другим дис­циплинам документоведческого цикла. Однако это не зна­чит, что она «поглощает» дисциплины, связанные с опреде­ленными отраслями документно-коммуникационной деятель­ности. Документоведение как и всякая метадисциплина — самоограничивающее по своему характеру: оно охватывает объекты изучения в главных, определяющих чертах, пара­метрах, качествах, тенденциях, оставляя множество других, сугубо специфических проблем на долю частных научных дисциплин. Обогащая специальные и частные дисциплины разработкой кардинальных теоретико-методологических про­блем, интегративная наука повышает творческий потенциал этих дисциплин, обогащает их методологию. Взаимосвязь, интеграция и дифференциация научных дисциплин — одно из условий успешного развития каждой из них.

Контрольные вопросы

1. Что такое документоведение?

2. Каковы основные этапы развития документоведения как науки?

3. Что изучает документоведение?

4. Какая разница между объектом и предметом доку­ментоведения?

5. Каковы основные признаки структурирования доку­ментоведения как научной дисциплины?

6. В чем состоит общность и отличие общего, особенно­го, специального и частного документоведения?

7. Каковы связи документоведения с научными дисцип­линами документно-коммуникационного цикла?

8. Каковы пути дальнейшей разработки проблем доку­ментоведения?


Глава 6. Документоведение как наука


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: