Заключение

Документоведение является базовой учебной дисципли­ной, поскольку вся деятельность библиотек, информацион­ных центров, архивов, музеев и других документно-коммуни­кационных систем основана на фондах, состоящих из доку­ментов. Без знания сущности, признаков, свойств, функций и структуры документов невозможны их создание, сбор, обра­ботка, хранение, пропаганда, распространение и использование.

В учебнике впервые рассмотрены в едином комплексе общетеоретические, исторические, методические и организа­ционные проблемы документоведения. Всесторонне раскры­ты сущность, признаки, свойства, структура и классифика­ция документов по общим и специфическим признакам. Освещены закономерности становления и развития документа как источника социальной, семантической информации, ка­нала документной коммуникации и основного элемента до­кументного фонда.

Форма документа охарактеризована через вещественность (материальность, субстанциональность) и материальную кон­струкцию, а содержание документа — через характер инфор-



мации, знаковость (применение определенной знаковой сис­темы). Именно содержание документа определяет его сущ­ность, назначение, функциональные особенности, в то время как форма может изменяться в зависимости от различных внешних, меняющихся условий.

В учебнике подробно охарактеризована специфика отдель­ных видов документов: опубликованных и неопубликован­ных, первичных и вторичных, основанных на традиционных и новейших носителях информации. Для всех этих видов общим является единство информации и материального но­сителя, предназначенность для использования в социальной документно-коммуникационной системе в целях передачи, хранения и использования семантической (логически связ­ной) информации, дискретно зафиксированной на материаль­ном носителе, который способен к перемещению во времени и в пространстве. Основное внимание сосредоточено на наи­менее разработанных в специальной литературе вопросах, раскрывающих сущность документа.

Наука о документе и документной коммуникации нахо­дится в стадии своего интенсивного формирования и развития, поэтому многие теоретические проблемы носят дискуссион­ный характер, требуют дальнейшей углубленной разработки.

Перспективы развития документоведения связаны с его превращением в более целостную систему. Доминирующей тенденцией такого рода становится расширение видового состава документов, усиление требований к материалу носи­теля, знаковой системе, способам записи и воспроизведения информации, полноте и оперативности функционирования документной коммуникации в обществе.

Будущее развитие документа связано с компьютеризаци­ей документно-коммуникационной системы, при этом тра­диционные виды документов сохранятся в информационном обществе наряду с развитием нетрадиционных носителей информации, обогащая и дополняя друг друга. Будущие биб­лиотекари, библиографы, документоведы и специалисты в области информатики должны быть готовы к этому психоло­гически, теоретически и технологически.


ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Украши «Про б1блютеки 1 б1блштечну спраЗУ» // Б1бл1отечний в1сник. — 1995. — № 2. — С. 1—5.

2. Закон Украши «Про друковаш засоби масово! шфор-мацп (пресу) в УкрашЬ // Голос Украши. — 1992. — 8 грудня.

3. Закон Украши «Про шформащю» // Голос Украши. 1992. — 13 листопада.

4. Закон Украши «Про науково-техшчну шформац!*0» // Голос Украши. — 1993. — 23 липня.

5. ДСТУ 3017-95. Видання. Основш види. Термши та ви-значення. — Чинний вщ 1996-01-01. — К.: Держстандарт Украши, 1995. — 47 с.

6. ДСТУ 3018-95. Видання. Пол1граф1чне виконання. Тер­мши та визначення. — Чинний в1д 1996-01-01. — К.: Держ­стандарт Украши, 1995. — 24 с.

7. ДСТУ 2732-94. Дшоводство й арх1вна справа. Терм^ни та визначення. — Чинний вхд 1995-07-01. — К.: Держстан­дарт Украши, 1994. — 53 с.


 

Литература

8. ДСТУ 2737-94. Записування 1 вщтворення шформаци. Термши та визначення. — Чинний в1д 1995-07-01. — К.: Держстандарт Украши, 1994. — 158 с.

9. ДСТУ 2392-94. 1нформащя та документащя. Базов1 поняття. Термши та визначення. — Чинний вщ 1995-01-01. — К.: Держстандарт Украши, 1994. — 53 с.

10. ДСТУ 2395-94. 1нформащя та документащя. Обсте-ження документа, встановлення його предмета та В1дб1р термш1в для шдексування. Основш вимоги. — Чинний в1д 1995-01-01. — К.: Держстандарт Украши, 1994. — 10 с.

11. ДСТУ 2394-94. 1нформащя та документащя. Комп-лектування фонду, б1блк>граф1чний опис, аналгз документе. Термши та визначення. — К.: Держстандарт Украши, 1994. — 89 с.

12. ДСТУ 2628-94. Системи оброблення шформаци. Об-роблення тексту. Термши та визначення. — Чинний в1д 1995-01-07. — К.: Держстандарт Украши, 1994. — 35 с.

13. Асеев Г.Г., Шейко ВЛ. Информационные технологии в документоведении: Учеб. пособие. — X.: ХГИК, 1997. — 290 с.

14. Баренбаум И.Е. История книги. — 2-е изд. — М.: Книга, 1984. — 247 с.

15. Воробьев Г.Г. Документ: информационный анализ. — М.: Наука, 1973. — 256 с.

16. Зиновьева Н.Б., Саяпина ИЛ., Пашнина И.И. Доку­мент в коммуникации и восприятии: Лекции по курсу «До-кументоведение». — Краснодар, 1995. — 58 с.

17. Ильюшенко М.П., Кузнецова Т.В., Лившиц Я.З. Доку-ментоведение. Документ и системы документации. —М.: МГИАИ, 1977. — 132 с.

18. Книговедение: Энциклопедический словарь / Ред. коллегия: Н.М. Сикорский (гл. ред.) и др. — М.: Сов. Энцик­лопедия, 1982. — 664 с.

19. Коренной АА. Информация и коммуникация. — К.: Наук, думка, 1986. — 143 с.

20. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение: Учеб. для средних спец. учеб. заведений. — М.: Норма, 1996. — 224 с.


Литература ____________________________ _^_____________ --______________ "

21. Кулешов С. Документальш джерела н^УК0В01 Ф°Р' маци. — К.: УкрШТЕ1, 1995. — 191 с.

22. Мигонь К. Наука о книге. Очерк проблематики. — М.: Книга, 1991. — 198 с.

23. Сергазин Ж.Ф. Основы обеспечения соаннос™ До­кументов: Учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., I986- — 239 с-

24. Соколов А.В. Информационный подход ^ документаль­ной коммуникации: Учеб. пособие. — Л., 198^- с>

25. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций.

— Спб., 1995. — 163 с.

26. Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд: Учебник. — М.: Кн. палата, 1991. — 271 с.

27. Столяров Ю.Н. Классификация докум^нта: решения и проблемы // Книга: Исслед. и материалы. -"" т-' ±*ъч. Сб. 70. — С. 24—40.

28. Типология изданий. — М.: Кн. палата, 1"°- — 231 с-

29. Хан-Пира Э.И. Архивоведческое терминоведение: Учеб. пособие по спецкурсу. — М.: МГИАИ, I990- — 136 с.

30. Хойнацъкий М. Основи стандартизацД* // В1СН- Кн-палати. — 1996. — № 4. — С. 30—32.

31. Хойнацъкий М. Основи стандартизац^ // в1сн- Кн-палати. — 1997. — № 3. — С. 20—24.

32. Хойнацъкий М. Стан стандартизаци в УкРа1Ш та на-прями вдосконалення розроблення державш** стандартов з шформаци, б1бл1отечно1 та видавничо! спран11 // *>1СН- Кн. палати. — 1996. — № 1—2. — С. 17—19.

33. Швецова-Водка Г.М. Типолопя докум^нта: Навч- по" с1бник для студ. ш-т1в культури /Пвн. держ. 1Н_Т культури.

— К.: Кн. палата Украши, 1998. — 80 с.

34. Швецова-Водка Г.Н. Функции и свойства документа в системе социальных коммуникаций //Кн**га- Исслед. и материалы. — 1994. — Сб. 69. — С. 37—57.

35. Швецова-Водка ГЛ. Функциональная сущность и свой­ства книги // Книга: Исслед. и материал*-1, ~~ 1995- Сб. 71. — С. 69—96.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: