Философская система Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха

Гегель - нем. философ, объективный идеалист, представитель нем. классич. Ф. родом из семьи чиновника. Поступил на теологический факультет, затем перешел на филфак.

Исходное положение философии Г. - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит абсолют, духовное и разумное начало - “абсолютная идея”, “мировой разум” или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1)развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления” - Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2)развитие идеи в форме “инобытия”, т.е. в форме природы, - Философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3)развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”) - Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеч. сознания и деятельности.

@@

Он создал первую в истории разрывную систему диалектической логики. Главный вклад Гегеля в философию – разработка диалектического метода. Диалектика имеет основы – единство и борьбу противоположностей, т.е разрешение противоречий. Противоречие – единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих друг друга противоположностей. Их конфликт и служит источником движения источником движения и развития любой вещи. Развитие имеет порядок:

1. Утверждение(тезис).

2. Отрицание его(антитезис).

3. Отрицание отрицания(синтез).

Первые 2 этапа преодолеваются, но одновременно и воспроизводятся в новом высшем качестве. Абсолютная идея подвержена этой же последовательности.

@@

но возникает противоречие между методами и философской системой Гегеля. И Гегель его не разрешил. Но он создал диалектику в формах своего идеализма. В этом есть рациональное зерно.

Фейербах. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Любовь к человеку заменяется любовью к богу, объединяя человечество. Фейербах предполагает, что прежние религии будут заменяться связью непосредственно человека с человеком на основе антропологии как науки о человеке. Т.е. чел. рассм-ся им как “единственн., универс-ый и высший” предмет фил-ии. Но человек для него - абстрактный индивид, чисто биологич. существо + он не учел, что для полного счастья необходимо создание материальных условий. Позже это учли Маркс и Энгельс. Т.о. Фейербах остался метафизическим материалистом, а в понимании общества – идеалистом. Поэтому его антропологизм был развит, идеализм – преодолен его последователями.

Критически оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного мира.

14. Российская Ф. XIX-XX вв.:ее основные темы и виднейшие представители.

В эпоху культуры, датирующуюся 19-20вв. в философском творчестве продолжается секулярная тенденция (высвобождение от церкви). Проблемное поле русской философии 19в. Распадается на три сравнительно автономные, но тесн взаимодействующие сферы: “познания”, с основной оппозицией “вера-знание”; “действия”, с основной оппозицией “аполитизм-революционализм”; “ценностей”, с основной оппозицией “альтруизм-эгоизм”. В каждой из сфер присутствует альтернативная ориентация на определенный идеал или тип. В сфере познания это идеал рациональности, задаваемый либо религией либо наукой. В сфере действия – идеал социальности, представляемый либо монархией либо демократией. В сфере ценностей – идеал человека, определяемый либо с помощью некоторых форм коллективности либо посредством личных атрибутов. Т.о. русская философия предстает как множество доктрин, организованных вокруг двух полюсов – философии тотальности (коллективности) и философии индивидуальности.

У истоков русской философии 19в. стоит Чаадаев. Западник, беспощадный критик самодержавия и крепостничества.

Проявляется борьба между западниками и славянофилами.

Славянофилы: братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев, Одоевский. Все основные сферы философских построений тяготеют в сторону тотальности. Православие трактуется ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей человека в цельном знании. Монархия – идеальная форма социума, предохраняющая народ от политических и формально-юридических отношений. Крестьянская община – идеальный нравственный мир, внутри которого только и возможен подлинно нравственный субъект, гармонично сочетающий личностное и коллективное начала. Однако они не были такими уж утопистами.

В полемике и борьбе со славянофильством складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества. Ориентации представителей этой линии на западноевропейскую цивилизацию, критика православия, акцентирование личностного начала позволяет видеть истоки этой философии в концепции Чаадаева. Представили западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов, Белинский, Герцен.

В последней трети 19в. резко выраженные черты философии индивидуальности стали постепенно сглаживаться в идеологии народничества. Народники сохранили сциентизм, но острота дилеммы “самодержавие-социализм” во многом снялась за счет выдвижения на первый план идеала “некапиталистического пути”, обосновывавшегося с помощью “субъективной социологии”.

Непосредственными продолжателями славянофильской философии тотальности в 60-70гг. выступили почвенники. Они обратились к сфере иррационально-подсознательного и интуитивно-художественного.

К концу 19в. дилемма “тотальность-индивидуальность” достигает предельного драматизма и одновременно порождает новый синтез. В 1 случае речь идет о противостоянии Федоров – Толстой (оба делают ставку на религиозно-нравственную жизнь, но если для Федорова это православие, то для Толстого это своя собственная рациональная религия, включающая в себя все ценное из христианства и восточных религий), во 2 – о философии всеединства Соловьева, идея камизма: идея целостного человека, в котором наряду с рациональным началом (техническая мысль) присутствует духовное начало (вера), космос, как творение божье, представляет собой живое единое целое и человек – звено космоса. В рамках русского космизма выдвигается идея ответственности человека за судьбу космоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: