Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Кафедра социологии
СИЛЛАБУС
______________________________________________________________
(шифр и наименование модуля)
по дисциплине «Социология»
(код и полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану)
для студентов несоциологическихспециальностей
(шифр и наименование специальности/специализации)
Астана, 2012
Евразийский Национальный университет им. Л. Н. Гумилева, факультет социальных наук, кафедра социологии
1. Преподаватель: Есенова Дина Кыдыралиевна, старший преподаватель кафедры социологии.
Научные интересы: экономическая социология, социология управления, этносоциология.
Научная школа: Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева
2. Название курса: Социология
Код курса: S
Количество кредитов: 2
3. Время и место проведения учебной дисциплины: согласно расписанию, семестр в зависимости от специальности.
4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины: философия, психология, политология, история
|
|
5. Характеристика учебной дисциплины: социология – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
5.1. Название учебной дисциплины: Курс лекций «Социология» представляет собой концентрированное изложение основ организации, функционирования и развития современного общества. Основу курса составляет социологический анализ системы взаимодействия составных частей и процессов общества. Анализ основан как на рассмотрении социальных фактов, так и на рассмотрении социальных фактов (теорий), их объясняющих. Курс предназначен для формирования социологической культуры у студентов. Особенностью курса является демонстрация возможностей современных социологических теорий в понимании социальной реальности, с одной стороны, и в обучении студентов интерпретировать социальные факты.
5.2. Цель изучения учебной дисциплины: курс ориентирован на ознакомление студентов с теоретическими основами, закономерностями и функционированием социологической науки. Изучение курса «Социология» поможет овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций.
5.3. Задачи изучения дисциплины: в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта образования РК курс «Социология» ориентирован на ознакомление студентов с современными и классическими теориями социологии, основными понятиями и категориями социологической науки, на формирование у студентов целостного представления о процессе получения эмпирического знания в социологии, последовательно и доказательно выстроенного на основе работы с эмпирическими данными.
|
|
5.4. Содержание учебной дисциплины направлено на усвоение знаний в области социологии, развитие категориального аппарата, развитие исследовательских навыков посредством анализа наличной ситуации. По завершении изучения данного курса студент должен уметь ориентироваться в основных понятиях и концепциях социологии, проводить сравнительный сопоставительный анализ социологических концепций.
5.5 План изучения дисциплины:
Неделя № | Наименование тем | Форма организации занятия и кол-во часов | Задания для СРС |
1. | Социология, объект и предмет социологической науки | Вводная лекция (1), семинар (1). СРС | Эссе «Социология в системе научного знания». Социология: проблемы и перспективы. |
2. | Основные этапы становления и развития социологии | Лекция (1), проблемный семинар (1). СРС | Специфика социологического подхода к обществу. Классические социологические теории. О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер (сделать конспект) |
3. | Социальная стратификация и мобильность | Лекция (1), семинар (1). СРС | Понятие структуры общества, ее основные элементы и динамика развития. Теории социальной стратификации. Статус личности и престиж как основа стратификации общества. Социальная мобильность: групповая и индивидуальная, горизонтальная и вертикальная. Социальная мобильность и каналы вертикальной циркуляции по П.Сорокину. возможности социальной мобильности в современном обществе. |
4. | Социальные институты | Лекция (1), семинар (1). СРС | Базовые социальные институты: образование, семья, религия, политика, экономика. Понятие социальный институт. Типология социальных институтов. Основные функции социальных институтов. Институционализация как социальный процесс. |
5. | Социология личности | Лекция (1), семинар (1). СРС | Понятия личность, индивид, человек, индивидуальность. Основные концепции личности. Социализация личности. Основные агенты социализации. Теория «зеркального Я» Ч.Кули, теория «значимого другого» Г.Мида, психоанализ З.Фрейда. |
6. | Девиантное поведение | Лекция (1), семинар (1). СРС | Характеристика девиантного поведения как неодобрительного с точки зрения общественного мнения. Позитивная и негативная роль девиации. Причины и формы подростковой девиантности. Социологические теории девиантного поведения Э. Дюркгейма и Г. Беккера. |
7. | Социальные группы | Лекция (1), семинар (1). СРС | Социальные группы и организации. Малая группа. Формальные и неформальные группы. Метод социометрии. |
8. | Социология семьи | Лекция (1), семинар (1). СРС | Семья как основной социальный институт. Семья как главный агент социализации. Типы семьи. Брак как социальный институт. Типы родства. Кланы. Основные функции семьи как социального института. |
9. | Социология культуры | Лекция (1), семинар (1). СРС | Массовая культура и контркультура. Субкультура молодежи. Субкультурные факторы. |
10. | Этническая социология | Лекция (1), семинар (1). СРС | Этническая общность. Этнос. Народ. Нация. Типы этнических общностей. Национально-этнические отношения. Субъекты национальных отношений. Содержание межнациональных отношений. Национальные интересы. Гармонизация межэтнических отношений. Национальный вопрос в современных условиях. Национально-этническое возрождение. |
11. | Социология религии | Лекция (1), семинар (1). СРС | Социология религии как отрасль социологии и научная дисциплина, предмет и методы ее исследования, история возникновения и развития. Типы религиозных верований. Функции религии в обществе. Характеристика и особенности методов, приемы религиоведения. |
12. | Социальные конфликты | Лекция (1), семинар (1). СРС | Социологические теории конфликта (Г. Зиммель, К. Маркс, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.). Динамика социального конфликта. |
13. | Гендерная социология | Лекция (1), семинар (1). СРС | Понятие пола в социологии. Теории пола Т. Лакера, Р. Столлера, Дж. Лорбера. Феминистская теория. Гендер на рабочем месте. Гендер и насилие. Глобализация и гендер. |
14. | Программа и виды социологического исследования | Лекция (1), семинар (1). СРС | Цель социологического исследования. Методы социологического исследования и периоды социологического исследования. |
15. | Методы социологического исследования | Лекция (1), семинар (1). СРС | Опрос. Интервью. Контент-анализ. Экспертный опрос. Эксперимент, контроль. |
6. Список основной и дополнительной литературы:
|
|
6.1. Основная литература:
- Фролов С.С. Социология. М., 1996.
- Нейл Смелзер. Социология. М., 1988.
- Гидденс Э. Социология. М., 1999.
- Зборовский Г.Е. Общая социология. Екатеринбург, 1999.
6.2 Дополнительная литература
1. Социология: наука об обществе. Учебное пособие для ВУЗов/ Под ред. В.П.
2. Андрущенко, Н.И. Горлача. – Харьков, 1996.
3. Булатова А.И. Курс лекций по социологии. Алматы, 2002.
4. Руденко Р.И. Практикум по социологии. М., 1999.
5. Абсаттаров Р.Б. и др. Тесты по социологии: Вопросы и ответы. Алматы, 1999.