Потребление представляет собой сумму денежных средств, которая тратится на приобретение материальных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Первичной ячейкой, где формируется объем и структура потребления, является семья. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом.
Кейнс выделил факторы, определяющие функцию потребления:
1 Располагаемый доход (Yp = Y – T, где Т –налоговые выплаты) – это доход после уплаты всех налогов, первостепенный фактор, определяющий структуру потребительских расходов.
2 Средняя склонность к потреблению (APC = С / Yp) – отношение потребления к доходу – уменьшается по мере роста дохода.
3. Предельная склонность к потреблению (MPC = ∆C / Yp) – доля потребления в каждой дополнительной денежной единице располагаемого дохода. Согласно теории Кейнса, по мере увеличения располагаемого дохода растут расходы на потребление. Однако доля прироста располагаемого дохода не всегда используется полностью на потребление, а, следовательно, МРС находится в границах между нулем и единицей.
|
|
Сбережение – это часть располагаемого дохода, которая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Сбережения делаются как фирмами, так и домашними хозяйствами. Фирмы сберегают для инвестирования.
Для графического представления функции потребления введем в анализ прямую, образующую угол 450 с осью Х. Экономический смысл этой прямой: весь доход тратится на потребление без остатка, средняя склонность к потреблению равна 1, предельная склонность к потреблению, которая выражается в наклоне прямой к оси, равна средней и также равна 1.Угол наклона к оси абсцисс характеризует предельную склонность к потреблению. Вертикальный отрезок оси ординат, отсекаемый графиком функции потребления, соответствует автономному потреблению.
В теории Кейнса весь доход распределяется на потребление и сбережение. Поскольку сбережение есть непотребленная часть дохода, то каждой функции потребления соответствует своя функция сбережения, которая строится путем вычитания из функции располагаемого дохода функции потребления:
S = - C0 +MPS Yp, где MPS = ∆S / ∆Y – та дополнительная часть дохода которая идет на сбережение вместо потребления.
45. Инвестиции и их функциональная роль. Концепции равновесия сбережений и инвестиций Воплощение денежных ресурсов в материальные средства производства называется инвестицией. Инвестиции (капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. Главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.
|
|
Мультиприкатор - числовой коэффициент выражающий соотношение между приростом дохода и порождающим этот прирост увеличением объема инвестиций.
46,47. Рынок и государство. Государственное регулирование экономики. Методы и инструменты государственного регулирования экономики Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).
Средства государственного регулирования экономики
1. Административно-правовые средства. Эти средства нацелены на формирование основ экономического строя.
Административные средства чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не столько центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов.
К данной категории относятся, прежде всего, различного рода разрешения (в том числе в форме соответствующих лицензий) и запреты.
К административным средствам относятся различного рода стандарты и нормы, которые нередко находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).
Наряду с административно-правовыми в госрегулировании на Западе используются экономические средства: финансовые и денежно-кредитные, а также государственная собственность и внешнеэкономический инструментарий. Последние в отличие от первых воздействуют не на рамочные условия хозяйствования (экономический строй), а на протекание процесса воспроизводства в народном хозяйстве, на темпы и пропорции (отраслевые, региональные и др.) этого процесса.
2. Государственные финансы
Важнейшим средством госрегулирования во всех странах Запада выступают государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием госбюджета и централизованных («полугосударственных») фондов социального страхования, через которые перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП развитых стран. Речь идет о пенсионном, медицинском страховании и страховании на случай утраты занятости.