ИЗМЕНЕНИЕ ПРАСЛАВЯНСКИХ ДИФТОНГИЧЕСКИХ СОЧЕТАНИЙ
ГЛАСНЫХ С НОСОВЫМИ СОГЛАСНЫМИ
Литература:
1. Хабургаев, Г. А. Указ. соч. / Г. А. Хабургаев. – С. 94–96.
2. Войлова, К. А. Указ. соч. / К. А. Войлова. – С. 67–70.
Вопросы:
Почему в праславянском языке стал осуществляться процесс монофтонгизации дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными? В чем суть этого процесса и как он протекал? Какие носовые гласные звуки и типы чередований появились в праславянской речи в результате указанного процесса? Расскажите о рефлексах носовых гласных в славянских языках.
Упражнения:
1. Определите, какой звуковой вид корня старославянских слов болеедревний, восстановив праславянские формы, объясните появление чередующихся звуков: ЖѦТИ - ПОЖИНАТИ, ПАМѦТЬ – ПОМИНАТИ - ПОМЬНѪ, ЗВОНЪ – ЗВѪКЪ - ЗВѦЦАТИ.
2. Прочитать и перевести текст № 5, стр.308–309 (первые 10 строк) из пособия Войловой К. А. Выписать примеры, отражающие I, II, III палатализации. Объясните происхождение палатальных согласных. К слову НАЧѦТЪ подберите однокоренное, установите тип чередования, объясните его происхождение.
|
|
ЗАДАНИЕ 9
НЕПОЛНОГЛАСИЕ В СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ
Литература:
1. Хабургаев, Г. А. Указ. соч. / Г. А. Хабургаев. – С. 96–99.
2. Войлова, К. А. Указ. соч. / К. А. Войлова. – С. 70–75.
Содержание занятия:
Суть неполногласия, происхождение неполногласных сочетаний, мнимое и подлинное неполногласие, критерии разграничения, судьбы слов с неполногласием в современном русском языке.
Выполните упражнения:
1. Определите, какие старославянские слова восходят к помещенным ниже праславянским словам. Как будут выглядеть русские соответствия:
*korva, *moltъ, *solma, * merti, * melti, *storzь, *morzъ, *berza.
Образец:
Ст. сл. яз. | Пр асл. яз. | Рус. яз. |
слама | *solma | cолома |
2. Почему в приведённых ниже словах старославянского языка нетнеполногласия? Как это доказать, опираясь на факты современного русского языка: КЛѢТЪКА, ГРѢХЪ, ТРАВА, СЛАВА.
3. В данных ниже фразеологизмах найдите слова с неполногласием. Восстановите праславянские формы слов. Раскройте значение фразеологизмов: глас вопиющего в пустыне, кладезь мудрости, от младых ногтей, златой телец; начать за здравие, а кончить за упокой; кипеть млеком и мёдом.
4. Текст 9 стр. 310 из пособия Войловой К. А. Прочитать, перевести. Выписать слова с неполногласием. Восстановить их праславянские формы.