Литература:
1. Хабургаев, Г. А. Указ. соч. / Г. А. Хабургаев. – С. 153–165.
2. Войлова, К. А. Указ. соч. / К. А. Войлова. – С. 128–136.
Содержание занятия:
Личные местоимения в старославянском языке, грамматические категории личных местоимений. Склонение личных местоимений. Что такое энклитические формы личных местоимений, в каких падежах и числах они употреблялись? Неличные местоимения в старославянском языке, грамматические категории, разряды по значению. Склонение неличных местоимений. Способы указания на 3 лицо в старославянском языке. Происхождение начального н в основе местоимений: КЪ НЕМОУ, СЪ НИМЬ.
Выполните упражнения:
1. Из приведенных примеров выпишите личные и возвратное местоимения, определите их разряд, число, падеж, укажите в полной или энклитической форме они употребляются:
а) I АЗЪ ГЛѬ ВАМЪ. ПРОСИТЕ И ДАСТЪ СѦ ВАМЪ (Мар. ев.);
б) МОЛѬ ТѦ ИМѢИ МѦ ОТРОЧЬНА (Асс. ев.);
в) ДАЖДЬ МИ ДРОУГОѤ БЛАГОСЛОВЬѤНИѤ (Супр. рук.);
г) НЕ ОТЪСТѪПИ ОТЪ МЕНЕ ѢКО СКРЪБЬ БЛИЗЪ (Син. пс.);
д) ПОТРЪПИ НА МЪНѢ И ВЪСЕ ТИ ВЪЗДАМЪ (Асс. ев.).
2. Из приведенных предложений выпишите неличные местоимения; укажите разряд их по значению, род, число, падеж:
а) И ПОСЪЛА И НА СЕЛА СВО ПАСТЬ СВИНИИ (Остр. ев.);
б) ОУЖЕ НѢСМЬ ДОСТОИНЪ НАРЕШТИ СѦ СЫНЪ ТВОИ (Остр. ев.);
в) И ПРИШЬДЪ РАБЪ ТЪ ПОВѢДѢ СЕ ГСПДИНОУ СВОЕМОУ (Мар. ев.)
г) СѪСѢДИ ЖЕ И ИЖЕ И БѢАХѪ ВИДѢЛИ ПРѢЖДЕ ѢКО СЛѢПЪ БѢ ГЛААХѪ (Мар. ев.);
д) ЧЛОВѢКЪ НѢКЫИ ИМѢ ДЪВА СЫНА (Остр. ев.).
3. Найдите в данных предложениях указательные местоимения и определите, где они употребляются в значении личных местоимений, а где– в значении указательных местоимений:
а) ОНЪ ЖЕ ОТЪВѢШТАВЪ РЕЧЕ. ѢКО ВАМЪ ДАНО ЕСТЪ РАЗОУМѢТИ…(Зогр. ев.);
б) ВЪ ОНО ВРѢМѦ ОУБѢДИ IC ОУЧЕНИКЫ СВОѨ ВЬЛѢСТИ ВЪ КОРАБЬ (Зогр. ев.);
в) И ТЪ НАЧѦТЪ ЛИШАТИ СѦ (Остр. ев.);
г) ВЪ СИѬ НОШТЬ ВЬЗЕМЛѬТЪ ДШѬ ТВОѬ (Сав. кн.);
д) НЕ ВѢМЬ ЧЛКА СЕГО ЕГО ЖЕ ГЛТЕ (Мар. ев.);
е) ОНЪ ЖЕ ОТЪВРЪЖЕ СѦ ПРѢДЪ ВСѢМИ (Зогр. ев.).
Прочитайте и переведите на русский язык текст (вариант 3 стр. 295 из пособия Войловой К. А. первые 10 строк). Выпишите из текста все местоимения и разберите их по схеме (н.ф., разряд по значению, род, число, падеж).
*** Спишите предложения. Местоимения, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Падеж укажите:
ПРИДЕ С ПѪТИ КЪ (АЗЪ) – (Мар. ев). И ИЗИДЕ ВѢСТЬ СИ ПО ВЬСЕИ ЗЕМЛИ (ТА) – (Асс. ев.). РЕЧЕ ЖЕ ЕТЕРЪ КЪ (И) – (Зогр.ев.). ВЪНИДЕ ВЪ ДОМЪ (НѢКЫИ) КЪНѦЗА (Остр. ев.).